Пресс-центр
Игорь Галкин: В Америке меня называют специалистом по буллитам
Когда закончилось дополнительное время полуфинального матча "Ак Барс" - "Звезды России", а счет так и остался ничейным - 2:2, казанцы ликовали: вот она - реальная возможность оказаться в финале четвертого розыгрыша Кубка "Спартака"! На самом же деле их шансы на успех были практически равны нулю. Дело в том, что вратарь "Звезд" Игорь Галкин, играя в низших лигах Северной Америки, приобрел репутацию голкипера, которому буллиты совершенно не страшны.
-Вы так быстро уехали из России, что хоккейные болельщики не успели толком вас узнать.
- Я начинал свою карьеру в московском "Динамо" у прекрасного тренера Виталия Ерфилова, который воспитал многих знаменитых вратарей, в том числе Владислава Третьяка. Потом пришло время идти служить в армию. Возвратившись оттуда, попал в ярославское "Торпедо". Ну а дальше как обычно: вторая команда, первая... В сезоне-92/93 уже был, можно сказать, основным голкипером клуба, поскольку в чемпионате страны провел чуть больше матчей, чем Сергей Мыльников. Набравшись опыта, я вновь приехал в Москву - в "Динамо". Но, отыграв в столице один сезон, перешел в электростальский "Кристалл". Сейчас вот выступаю в Америке.
-Как там оказались?
- Сам поехал. Сначала играл в хоккей на роликах, потом в традиционный в различных американских лигах. Сменил множество клубов. Я был уверен в том, что если у вратаря хорошие статистические показатели, то его обязательно заметят. Так и произошло. Я хорошо играл, и меня постоянно, как говорят там, "поднимали". Прошлый сезон начал во "Флинт Дженералз" из Колониальной лиги, затем были "Детройт Вайперз" и "Лас-Вегас" из Интернациональной, а закончил сезон в Американской хоккейной лиге, выступая за "Бингхэмптон Рейнджерс".
-И какой из этих клубов добился наибольших успехов?
- В Колониальной лиге "Флинт" занял первое место.
-Соотечественники в командах были?
- Я пробыл в "Лас-Вегасе" полтора месяца. Там тренером работает родной брат Максорли - того самого "тафгая" из "Лос-Анджелеса". Так вот он просто без ума от русских хоккеистов. В прошлом сезоне за клуб - не одновременно, конечно, - выступали 14 выходцев из советской школы хоккея: Егор Башкатов, Сергей Жолток, Сергей Еркович, Александр Семак, Андрей Башкиров, Артуре Кулаке, Сергей Воронов... Приезжали стажироваться из Ярославля Константин Перегудов и Илья Горохов. Плюс четыре вратаря: кроме меня это еще Сергей Наумов, Андрей Мезин и Игорь Карпенко. Кстати, вратарям в Америке ох как непросто.
-Почему?
- Полевому хоккеисту всегда дадут поиграть, а вратаря поставят и, если он пропустит шайбу, тут же заменят. Ты должен выйти на матч и все ловить. Никого не волнует, что ты безумно устал после многочасового перелета или, скажем, у тебя зубы болят. Ты должен быть лучшим, причем постоянно, только тогда можешь рассчитывать, что тебя заметят в НХЛ. Конкуренция, короче, жуткая. Поэтому русских вратарей так мало в сильнейшей лиге мира.
-И тем не менее попасть в НХЛ все же реально?
- Безусловно. Однако без везения тут не обойтись. В НХЛовском клубе легче закрепиться, если его принял тренер, который знает тебя по младшим лигам. И надо играть только на победу, не обращая внимания ни на какие коэффициенты. У меня во "Флинте", например, была 31 победа и 10 поражений, а пропускал я в среднем по 4 шайбы за матч. И, несмотря на это, мы стали первыми.
-Получается, что для вас счет 10:9, лучше, чем 0:0?
- Однозначно! Может быть, для статистики отстоять на ноль и престижнее, но мне нужны только победы.
-На ваш взгляд, сменить четыре клуба за сезон, это нормально?
- В моей ситуации это даже плюс. В клубах АХЛ и НХЛ существует такая система: если основной вратарь получает травму, то замена ему ищется в низших лигах. Многие наши вратари, играющие за океаном, прошли такой же путь. Тот же Игорь Карпенко, игравший на Кубке "Спартака" за "Звезд", Евгений Рябчиков, Андреи Мезин, Сергей Звягин, Петер Скудра...
-А как вы оказались в составе сборной "Звезд России"?
- Евгений Зимин пригласил. Он знал, что я в Москве.
-Не было страха или робости от того, что рядом с вами Фетисов, Ларионов, Малахов?
- В Америке я прошел такую серьезную школу хоккея, что уже ни на кого и ни на что не обращаю внимания. Раньше, еще в России, я действительно часто волновался, но за последний год начисто забыл, что такое мандраж. Это потому, что за океаном ты постоянно ведешь борьбу за выживание. И если тебя будут отвлекать мысли о соперниках или партнерах, борьбу эту не выиграть.
-Как вы думаете, более именитые коллеги по сборной "Звезд" верили в вас?
- (Смеется.) Хочется надеяться.
-Однако, наблюдая за вашей игрой, создавалось впечатление, что нервы у вас все-таки на пределе. Например, мне показалось, что вы слишком много перемещаетесь в воротах, даже когда в этом нет необходимости. Или это у вас такая манера игры?
- Я просто завожусь. Да и вообще можно сказать, что метаться в "рамке" - это мой стиль. Я бы и хотел избавиться от этой привычки, да уже не получается.
-Допустим, до игры еще час. Команда вышла на предматчевую раскатку. Вы уже весь мыслями в игре или что-то может вас отвлекать?
- В Америке в прошлом сезоне я провел 75 игр. Если перед каждым матчем мысленно прокручивать его в голове, то, согласитесь, с ума сойти можно. Поэтому для меня игра начинается только после стартового вбрасывания. Да и из-за совершенных ошибок я теперь переживаю гораздо меньше.
-Наверное, самое большое хоккейное разочарование постигло вас в сезоне-93/94, когда вы защищали ворота "Динамо"?
- Так получилось, что я отстоял весь чемпионат по очереди с Мухометовым. Потом начались игры плей-офф, и Ильдар получил травму. Вся нагрузка легла на меня. Вплоть до финала я стоял очень хорошо, но в решающих играх с "Ладой" дела ни с того ни с сего пошли из рук вон плохо. Мы заняли второе место, и, по-видимому, это предрешило мою дальнейшую судьбу.
-Переезд в Электросталь и объясняется той неудачей?
- Эх, что толку ворошить прошлое... Скажу только, что в "Кристалле" я получил большой опыт. Но окончательно созрел как вратарь только в Америке.
-Вы знаете, за какую команду будете играть в этом сезоне?
- Пока нет.
-Вернемся к Кубку "Спартака". Вы отменно отыграли в полуфинале и особенно в его кульминационной части - серии буллитов. Сложно было настроиться на них?
- Во всех низших лигах Северной Америки, если матч завершился вничью, назначаются штрафные броски. И я, как говорят, за то время, что провел за океаном, стал весьма неплохим специалистом по ним. Поэтому, когда казанцы исполняли буллиты, я был уверен, что не подведу.
-Перед этим к вам подъехал капитан сборной Вячеслав Фетисов. Что он вам сказал?
- Буллиты - это такая штука, которая требует полной концентрации. Поэтому я даже толком не разобрал его слов, так как уже отключился от внешнего мира. По-моему, наш капитан сказал мне, кто первый начинает пробивать.
-По-видимому, в Америке вы приобрели опыт не только в отражении буллитов. На Кубке "Спартака" приходилось видеть, как вы начинаете атаку острым пасом.
- Игра клюшкой за океаном - одна из важнейших составляющих вратарского искусства. Там, например, останавливать шайбу за воротами клюшкой просто входит в его обязанности.
-Давно не были в Москве?
- Ровно год. 20 мая 1996-го уехал и через год в этот же день вернулся. Очень соскучился.
-А раньше где проводили свой отпуск?
- Обычно не в России.
-Вы можете позволить себе, что называется, погулять или же вы домашний человек?
- В отпуске могу расслабиться, немного выпить, чтобы как-то отвлечься от хоккея. Ведь, повторю, 75 игр за сезон - сумасшедший график.
-Семьей обзавелись?
- У меня есть любимая девушка.
-А в новый коллектив легко вливаетесь?
- Раньше мне удавалось это с трудом, но, сменив в Америке за сезон четыре команды, научился. Приезжаю, знакомлюсь и играю.
-У вас есть какое-либо слабое место в игре, над чем надо еще работать?
- (Смеется.) Так я вам и сказал! Да, конечно же, есть, но об этом говорить не хочется.
-Если бы вам предложили неплохой контракт в российской команде, которая, допустим, играет в Евролиге, вернулись бы?
- Не знаю. Меня столько раз обманывали здесь. У меня нет уверенности в том, что контракты, которые клубы подписывают с игроками, будут выполнены. Там же я каждую пятницу получаю свой чек. Гром, молнии, извержение вулкана - мне его обязательно дадут. А здесь ведь придется играть, постоянно думая, выплатят или не выплатят тебе твои деньги. Нет уж, увольте...