Пресс-центр
Оператор ХК «Динамо» Егор Евдищенко: Песни уже не пишу, записываю матчи
Работу хоккейных операторов некоторые болельщики воспринимают не очень серьёзно. Дескать, стой себе за камерой и «снимай кино». Между тем, ни один разбор полётов или тактическая установка перед приближающимся матчем не могут обойтись без этих людей. Именно они помогают тренерам подставить команде зеркало, в котором видны все изъяны её игры.
«Готовлю для тренеров по 20-25 фрагментов каждого матча»
- Егор, бывают династии спортивные, а у вас – династия операторская. Знаю, ваш дядя снимал на видео домашние матчи уфимского «Салавата Юлаева». Это он привел вас в профессию?
- Это просто стечение обстоятельств, так получилось. Я оказался в хоккее достаточно случайно. Одно время жил в Балашихе, когда там выступал ХК МВД. Работая на местном телевидении, начал сотрудничать с клубом, а потом стал его штатным сотрудником. После объединения ХК МВД с московским «Динамо» оказался в столице. Кроме того, сейчас должность видеооператора в хоккее – совсем не то, что было раньше. Прежде достаточно было снять весь матч на кассету VHS и после матча отдать её в клуб. Сейчас этого мало. Видеозапись нужно подготовить, то есть разбить на отдельные фрагменты в соответствии с требованиями тренеров.
- Что это значит?
- Обычно после матча я отдаю тренерам на флешке весь матч и фрагменты игры, которые они просили подготовить отдельно. Записать их позволяет специальное программное обеспечение, которое имеется в каждом профессиональном клубе. Обычно я готовлю 20-25 фрагментов с участием игроков нашей команды. Например, позиционная атака, позиционная оборона, вход в чужую зону, действия в средней зоне и т. д. Отдельно записываются голы и спорные моменты, по которым по ходу встречи можно взять тренерский запрос. Камера снимает, а я сижу рядом и нажимаю на клавиши ноутбука, фиксируя те фрагменты, которые нужны.
- Действия отдельных игроков записываете?
- Обычно фиксируются игра отдельных пятерок. Есть программа, которая позволяет снимать действия конкретной смены. Можно производить съёмку и отдельных игроков, но для этого нужно гораздо больше людей. Когда я работал оператором в сборной России, у нас была комплексная научная группа из четырёх человек. Вот они раскладывали игру каждого хоккеиста буквально по полочкам.
- А вратари?
- За вратарём закреплена вторая камера, которая снимает только его. Пишу целиком три периода и потом отдаю флешку с видео голкиперу. Он уже сам выбирает, что нужно. Вратари вообще – отдельные люди с особым внутренним миром. И пускать в этот мир посторонних они не очень любят.
- Другим хоккеистам их игру показываете?
- Некоторые ребята интересуются. Таким я вечером после матча отправляю на электронную почту запись игры их звена, чтобы хоккеистам не приходилось пересматривать весь матч.
«Спасибо Харийсу Витолиньшу за науку»
- Как выглядит разбор соперника?
- Тактическая установка обычно даётся на общем собрании перед матчем. Я заряжаю аппаратуру, и тренеры на большом экране показывают основные особенности игры противника. Вход в зону, действия в неравных составах. Игра отдельных хоккеистов обсуждается редко. Тренеры могут акцентировать внимание на ком-то конкретно, например, показать ударные точки какого-то конкретного нападающего и посоветовать держать его там поплотнее. Но разговора, в какую сторону предпочитает обыгрывать тот или иной хоккеист, нет.
- Записываются ли матчи будущих соперников «Динамо»?
- Если только во время предсезонных турниров. Раньше у нас возникали проблемы с нехваткой информации. Иногда свежие матчи соперников достать было непросто. Приходилось смотреть старые записи, сделанные на протяжении прошедшей части сезона. Однако несколько лет назад Континентальная хоккейная лига создала специальный ftp-сервер, куда выкладываются все сыгранные матчи. Теперь проблем с видеозаписями игр не возникает. Просто заходишь на сервер и скачиваешь то, что тебе нужно.
- Вы успели поработать с самыми разными тренерами – Олегом Знарком, Владимиром Воробьевым, Владимиром Крикуновым. Их требования по части видеоразбора матчей сильно отличались?
- Пожелания всех тренеров по большей части одинаковые. Когда я только начинал свою деятельность, мы много общались с ассистентом Олега Знарка Харийсом Витолиньшем. Он объяснял, что нужно сделать и зачем. Его уроки очень помогли в дальнейшей работе. Скажем, нынешний тренер «Динамо» Владимир Крикунов большое внимание уделяет тактической подготовке. Но и его пожелания не выходят за рамки общепринятого.
- Знаю, операторы снимают ещё и раскатку. Какую информацию может дать обычная тренировка?
- Чаще всего тренеров интересуют два момента. Они хотят посмотреть, как игроки выполняют то или иное упражнение. Это позволяет понять, удалось ли донести до них данное задание. Или игровые моменты, над отработкой которых работает команда. Например, действия в неравных составах или какие-то игровые комбинации. Такие записи я даю не только тренерам, но и самим хоккеистам – особенно в начале сезона. Им тоже бывает полезно обсудить, как лучше взаимодействовать на льду.
«На приёме в Кремле получил грамоту от Путина»
- Можно ли для профессиональных целей использовать спортивные трансляции, которые идут по телевизору?
- Вполне. Проблемы могут возникнуть только с правообладателями. Скажем, на чемпионате мира-2014, на котором я работал в качестве видеооператора сборной, бродкастером турнира был один из канадских каналов. Поэтому своими камерами снимать матчи нам не разрешали. Приходилось после игры идти в их офис и брать флешку с полной телевизионной трансляцией игры.
- Но телевизионная трансляция имеет свою специфику. Операторы показывают в основном борьбу за шайбу и большую часть площадки в кадре не держат.
- Понятно, что я беру более общий план. По нашим требованиям в кадр должна попасть вся зона – защиты или нападения. Иногда удаётся захватить и кусок средней зоны. Но за неимением лучшего иногда приходится довольствоваться и телевизионной картинкой.
- Ваша должность официально именуется тренер-видеоператор. В ней что-то есть от тренерской профессии?
- Чтобы быть тренером, нужно как минимум иметь специальное образование. У меня его нет, поэтому лишнего себе я не приписываю. Хотя на торжественном приёме в Кремле, куда нас пригласили по поводу победы на чемпионате мира 2014 года, мне вручили благодарственную грамоту от Владимира Путина. На ней стоит: «Егору Евдищенко, тренеру сборной России».
- В Кремль вы тоже брали видеокамеру?
- Нет. Там я был исключительно в качестве приглашённого гостя (смеётся).
«К сделанным кадрам подхожу очень ответственно»
- Хоккеисты вас хорошо знают, воспринимают в качестве своего. Это даёт возможность делать эксклюзивную съёмку – в быту, частной жизни?
- Я иногда снимаю в раздевалке, на клубных или корпоративных мероприятиях. Эти кадры потом могут пригодиться. Скажем, после победы «Динамо» в Кубке Гагарина мы делали даже специальный фильм для игроков и тренеров. При этом есть одно условие: я всегда очень ответственно подхожу к сделанным кадрам. И если понимаю, что они могут кому-то навредить, тут же удаляю их.
- Игроки на свои дни рождения или свадьбы приглашают?
- Иногда, но только в качестве гостя. Чтобы приходилось работать на таких мероприятиях - не припомню.
- Обычно именно обслуживающий персонал заботится об атмосфере в команде. Вы способны пошутить над игроками, организовать какой-то розыгрыш?
- Хоккейная команда – как большая семья. В раздевалке все равны, пошутить можно над каждым. Другое дело, надо хорошо знать место и время. И еще – чтобы шутка была доброй. «Динамо» всегда отличала особая атмосфера в коллективе. Не зря же я продолжаю общаться со многими игроками, которых давно уже нет в команде. Мы прошли вместе очень многое, такое не забудешь.
- Главный весельчак в команде на вашей памяти?
- Самым заводным был Лео Комаров. Он постоянно выдумывал какие-то фокусы. Только не просите их пересказать, уже не вспомню. Да и не положено выносить на всеобщее обсуждение вещи, которые произошли в раздевалке.
- Если нужно обеспечить команду новинками киноиндустрии, это к вам?
- Да, это моя тема. Обычно перед дальними полётами или длительными сборами игроки просят скачать им какое-то кино. Чем серьезнее хронометраж – тем лучше. Поэтому наибольшей популярностью пользуются фильмы с большим количеством серий. Так, у нас почти вся команда посмотрела «Игру престолов» или сериал «Метод». Особенно хорошо они идут на долгих предсезонных сборах в странах, где нельзя поймать российские телеканалы. Там единственным спасением становится интернет или заранее скачанное видео.
«Сыграть вместе с симфоническим оркестром не удалось»
- Вам доводилось снимать игроков в моменты триумфа, после побед на чемпионате мира или в Кубке Гагарина. В такие моменты раздевалка набита людьми, эмоции бьют ключом. Сложно работать в таких условиях?
- В такой ситуации самое главное для оператора – уберечь свою камеру. Рецепт, по сути, один: не подносить её близко к разливаемым напиткам (смеётся). Да это и не нужно. У современной аппаратуры хороший зум, который позволяет снимать на достаточно большом удалении от объекта.
- Неужели нештатных ситуаций никогда не возникало?
- Было один раз. Как-то перед самым началом матча у меня вдруг сломалась камера. Хорошо, я успел сбегать в магазин и купить новую. Признаюсь, сердце тогда ёкнуло. Если бы команда осталась без видеозаписи, это было бы серьезное ЧП.
- Знаю, в свое время вы серьёзно увлекались музыкой, даже сочиняли собственные песни.
- Это было очень давно. Хотя у меня два собственных альбома вышло. Но потом я перестал писать музыку. А в 2011 году прекратил и концертную деятельность. - Даже так? - Да, раньше я выступал в разных клубах. Иногда один, иногда с группой. У меня была мечта - сыграть с симфоническим оркестром. Но она не реализовалось, слишком уж это дорого.
- Сейчас ещё берете гитару в руки?
- Буквально на днях у друзей был юбилей группы. Пригласили выступить на концерте, я сыграл. Конечное, многое уже забылось, ведь во время сезона музицировать некогда. Но основные вещи руки помнят.
- В команде знают про ваши музыкальные увлечения?
- Кто-то знает, хотя я не стремлюсь их афишировать. По крайней мере, концертов никогда не устраивал.