Пресс-центр
Андрей Сафронов: Зачем нам Сушинский — если есть Мосалёв?
О том, почему "Динамо" не проявляет интереса ко многим известным хоккеистам и как команда готовится к новому сезону, "СЭ" рассказал генеральный директор клуба.
ГАРНЕТТ ОЧЕНЬ РАССТРОИЛ
- Какие предчувствия накануне сезона?
- Никаких. Время и лечит, и дает понять, что наступил момент перемен, - надо забывать произошедшее и шагать вперед.
- Вас тоже вылечило?
- Понемножку вылечило. Хотя мы очень болезненно переживали вылет в первом раунде плей-офф. С одной стороны, заслуженный удар, а с другой - стечение обстоятельств. Сегодня хвалиться командой не буду. В наступающем сезоне про "Динамо" лучше писать в газетах меньше, а смотреть - больше.
- Какому контракту из уже заключенных особенно рады?
- Рады возвращению бывших динамовцев Еременко и Щадилова. Да всем новичкам рады. Счастливы, что нашли общий язык с Костей Горовиковым, который обрел в нашей команде вторую молодость. С огромным вдохновением работает Чернов. Я очень переживал за этого парня, лично поддерживал в тяжелую минуту. Думаю, у него должно получиться многое…
- На Чернове многие крест поставили.
- Так у нас это принято - быстро ставить крест. Не буду засыпать его комплиментами - но Чернов способен наконец добиться всего того, что должно было прийти на несколько лет раньше. Когда-то здорово играл в молодежной сборной, ходил под первой сборной. Но потом излишества нехорошие сняли его с пробега…
- Был игрок, которому за прошлый сезон можете поставить "пятерку", несмотря ни на что?
- Это значит, все в телогрейках - а он во фраке? Такого не было. В начале сезона здорово смотрелась тройка Колник - Горовиков - Комаров. Потом уверенно смотрелись Горовиков с Комаровым. Не смогли найти центрального под Угарова и Кокарева. Вот сегодня с утра встал - и подумал: до чего же интересная тройка рождается…
- Это какая же?
- Пестунов - Кокарев - Чернов. Посмотрим, что скажет об этом Знарок. Но лично я вспоминаю слова великого тренера Эпштейна: "Если б у меня были три такие тройки, как Мишаков - Ионов - Моисеев, я бы составил очень серьезную конкуренцию ЦСКА. Пусть там играют Альметов, Локтев и Александров, Михайлов, Петров и Харламов…" А знаете почему?
- Почему?
- Потому что тройка Мишакова давала невероятную моторику. Вот в нашей команде и особенно в этой троечке такая моторика должна родиться. Если б команда состояла из людей, которые настолько отдаются, - мы были бы на самом верху. Звезды нам нужны, но важнее команда. Мы сильны своим духом. Откатились на несколько шагов назад - ничего страшного. Большое спасибо нашим болельщикам за понимание. В том году нам было очень тяжело. По статистике ни одна команда, потерпевшая 11 поражений подряд, не выходит из группы на первом месте и не пробивается в плей-офф с таким спокойным отрывом. Так что вся команда заслуживает "тройку" с большим восклицательным знаком. И маленьким вопросительным.
- Главное ваше разочарование в прошлом сезоне - в собственной команде?
- Был такой человек. Вратарь Гарнетт. Вратари - категория игроков, которые сложно поддаются каким-то оценкам. Но очень он меня расстроил. Дай бог Гарнетту успехов в челябинском "Тракторе" - но не знаю…
ЗА ЛЮБЫЕ ДЕНЬГИ ЛУЧШЕ РАБОТАТЬ В МОСКОВСКОМ "ДИНАМО", ЧЕМ В РИЖСКОМ
- Когда-то Бесков проиграл 2:6 "Вердеру" и сказал после матча: "Своей вины не чувствую". А вы за прошлый сезон свою чувствуете?
- Знаете, надо мной за этот поступок некоторые издеваются, смеются, даже в YouTube выложили этот ролик…
- Когда вы оказались на скамейке собственной команды?
- Ну да. Я эмоциональный человек. Умею любить, прощать, обожать… Но я не могу понять равнодушия. Я не жалею, что отправился на скамейку, - скорее уж мне следовало сделать это чуть-чуть раньше. Помочь тренерскому штабу, расшевелить его. Мне не стыдно это говорить - и пусть Олег Валерьевич, прочитав эти строки, улыбнется. Но у него в тот момент случился чисто человеческий коматоз.
- Вы это почувствовали?
- Конечно. Я Олегу Валерьевичу потом поставил ролик: Знарок в ХК МВД. Знарок в начале сезона. И сразу после этого - Знарок против Риги. Когда с одной стороны пятьдесят процентов Знарка были в "Динамо", а другие пятьдесят - в Риге. Ведь мы побеждали рижское "Динамо" еще с ХК МВД - так Знарок эту команду ждал! Охотился на нее! А в прошлом сезоне все было иначе. Это было словно острое респираторное заболевание. Наш тренер заболел - а выздороветь не успел.
- Тогда же в интернете гуляло его интервью рижской газете, где Олег Валерьевич сказал: "Готов работать в Риге даже бесплатно".
- Я не читал. Не хочу обсуждать чьи-то интервью - но бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Я считаю, за любые деньги лучше работать в московском "Динамо", чем в рижском. Даже если ты живешь в Риге. В Москве тебя ценят, тебе здесь доверяют. Могу сказать через газету: "Ни один клуб после одиннадцати поражений подряд…"
- Понимаю, о чем вы.
- Никто даже не ждал бы одиннадцати подряд! Поменял бы тренерский корпус!
- На шестом?
- Думаю, на шестом - максимум. На четвертом об этом задумались бы, а на шестом - поменяли. У нас же - ничего не шелохнулось. Не было ни сомнений, ни даже кулуарных разговоров о снятии Знарка.
- Недавно Олег Валерьевич собирался возглавить сборную Белоруссии.
- У нас отношения дружеские, которые строятся не со вчерашнего дня. Знарок мне позвонил: "Николаич, мне предложили сборную Белоруссии. Что думаешь?" Я ответил слово в слово: "Сначала надо навести порядок в своем доме, а уж потом смотреть в другую сторону".
- Как отреагировал?
- Знарок ответил: "Я все понял". Коротко и ясно. Вопрос закрылся сразу. Все остальное - муссирование белорусской прессы. Выдавали желаемое за действительное. Сколько раз они звонили Михаилу Тюркину! Сколько раз мне! Я отвечал: "Ребята, вопрос закрыт. Даже не обсуждается". У нас со Знарком нет недопонимания. Мы можем говорить на повышенных тонах, но всегда слышим друг друга…
- За Знарком охотились многие клубы. Вы от него хоть раз услышали: "Я, наверное, уйду"?
- У нас отношения, которые позволяют каждому говорить правду в глаза. Был один серьезный разговор. Олег произнес: "У меня есть предложения".
- Из СКА?
- Я даже узнавать не стал. Зачем считать деньги в чужом кармане? Я Олегу сказал: "Что можем тебе дать - то можем. По-другому никак. Выбирай". Но Знарок знает: мне близок его и Витолиньша подход к хоккею. Мне нравится, как они общаются с ребятами. Они не привыкли проигрывать, в этом смысле Знарок и Витолиньш - люди из прошлой жизни. Не могут, как сегодняшние: "Проиграли, забыли, идем дальше". Они переживают подолгу. Знарок взвесил все - и понял: в московском "Динамо", наверное, будет лучше.
- Разговор недавний?
- Этим межсезоньем. Я привел пример Билялетдинова, которого тоже швыряло по волнам - но отыскал прекрасную пристань в Казани. Потихоньку построил, кирпичик за кирпичиком, красивейший казанский кремль. Без лидеров обыграли нас в финале. Лидеры стояли у бортика - и радовались больше, чем игравшие. Не было в том финале ни Морозова, ни Зарипова, ни Зиновьева…
ВЗЯЛ БЫ ДАЦЮКА
- Самый тяжелый разговор, который был в этом кабинете?
- Это новый кабинет. Он еще не помнит тяжелых разговоров. Это как в анекдоте: "Как вы расслабляетесь?" - "А я не напрягаюсь…"
- Хорошо, давайте по именам. Болельщики ставят вам в упрек уход Двуреченского. Упрек принимается?
- Объясняю: Двуреченский - молодой парень, выигравший молодежный чемпионат мира. Сыгравший на этом чемпионате прекрасно. Но чемпион мира, вернувшись в "Динамо", от силы раз пять вышел на площадку. Ему же надо играть, расти! Иначе через год мне поставят в упрек того же Двуреченского - потому что про него все забудут. А это наше будущее. Даст бог, у него все в "Витязе" получится - парень стрельнет на Олимпиаде в Сочи. Если б мы Двуреченского оставили сейчас в "Динамо" - он бы умер, не родившись.
- С Комаровом тяжело было договориться о новом контракте?
- Он неглупый парень, в этом году стал чемпионом мира. Провел отличный сезон в "Динамо". Будет играть так же - войдет в НХЛ с парадного входа. Он сам не верил, что может так хорошо получиться в связке с Горовиковым. Они друг друга дополняли, по праву стали любимцами динамовской публики. Договориться было непросто - просто надо уметь договариваться…
- После такого сезона его содержание выросло в несколько раз?
- Нет. По деньгам у него было более интересное предложение, и не одно. У Горовикова, Знарка, Великова и Соловьева были предложения выгоднее. Спасибо ребятам, которые остались.
- Кого вы очень хотели получить, были близки к этому, но сорвалось?
- Никого. Кого хотели - того получили.
- Разговоры ходили про Торесена. Чушь?
- Разговоры ходили и про Степанова, и про Яшина. Ерунда полная.
- Почему вам не нужен хоккеист Сушинский, например?
- Потому что у нас есть хоккеист Мосалев. Это конкретный ответ?
- Вполне.
- Уфе Сушинский нужен, нам - нет. Можно было взять Торесена, Сушинского, кого угодно. Но в прошлом году СКА имел все - и не показал ничего. Последнее место, где Сушинский был хорош, - Омск.
- Если б могли взять в "Динамо" любого хоккеиста из КХЛ - кто бы это был?
- Скажу лучше так: есть большая четверка - Овечкин, Дацюк, Малкин и Ковальчук. Из них я бы взял Дацюка.
В БАЛАШИХЕ СЫГРАТЬ НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ
- В Балашихе играть будете?
- Только высшая лига и молодежная команда. Департамент организации соревнований нас так хорошо "посеял", что не уезжаем на одиннадцать матчей - как в прошлом сезоне. Правда, в Балашихе сыграть не получается. Хотя мы планировали.
- Последнее в вашей жизни столкновение с непорядочностью игрока?
- Давно такого не было. Последнее - хоккеист Карцев. Не хочу рассказывать подробности, но в конце концов спросил его: "Тебе не стыдно?" - "Мне - нет…" Но Боженька все видит - с тех пор у него как отрезало.
- С динамовскими фанатами у вас отношения складывались не очень.
- А у кого с динамовскими фанатами сразу складывалось "очень"? Чтоб найти дорогу к их сердцу, придется не одни сапоги истоптать. Уважение надо заслужить. Спасибо большое фанатам - не представляю, чтоб какую-то другую команду поддерживали баннерами после одиннадцати поражений подряд. Нам действительно было очень тяжело в том сезоне. Прежде была одна команда - ХК МВД. Ни школы, ни базы, ничего. И тут на нас сваливается разом все: школа, интернат, база, команда… И не просто команда, а "Динамо". В мае решился вопрос об объединении - а в июле надо было отправлять три команды на сборы.
- Тренер Цыгуров, приехав в Казахстан, поразил местных начальников фразой: "Дайте мне ноутбук и планшет, больше ничего не надо". Что у вас просили тренеры? Чем удивляли?
- Меня вообще тяжело чем-то удивить - но что Геннадий Федорович просил планшет и ноутбук… Я рад за него. В ХК МВД он другое просил.
- Да? И что же?
- Он отработал месяц - и каждый день мы встречались. Говорил ему: "Геннадий Федорович, для меня любой контракт - это рукопожатие. За свое слово отвечаю". Отвечал: "Для меня - то же самое". И потом вдруг подходит: "Где же мой контракт?" Я думаю: что за перемена? Вскоре выяснилось, у него появилось предложение - срочно уехать в Челябинск. В два часа ночи мы подписывали этот контракт. Чтоб только Цыгуров не собрал вещи, довел команду до финиша. Вот, вспомнил. В этом году удивили наши тренеры. Попросили через спортивного директора очень нужные предметы. Пока они мало у кого есть, но после этого интервью наверняка появятся.
- Вы о чем?
- Новые накладки для защитников - для игры в меньшинстве. Чтоб сохранять голеностопы. Увидели у Саши Бойкова, тот привез из Америки. Мы приобрели такие накладки для наших пяти пар защитников.
- Сколько они стоят?
- Да какая разница? Меньше, чем один конек без шнурков. Просто на европейском рынке их нет, пришлось заказывать в Америке. Вот что значит - команда. Все заботятся о здоровье игроков. Равнодушных нет.
- Еще одна история, оставшаяся за кадром: вы судились с бывшим вратарем ХК МВД Михаилом Бирюковым. Что это было?
- Самый настоящий суд. Бирюков дал интервью в странном тоне: "Собака лает, караван идет. С психически больным руководством в лице Сафронова…" - и так далее. Мы провели лингвистическую экспертизу этих слов. Ко всему серьезно подходим. Бирюков специально приезжал в Москву на заседание. Признал свою ошибку - извинился через прессу. 60 тысяч рублей судебных издержек перевел на счет детского дома города Торжка. Мы больше семи лет, со времен ХК МВД, поддерживаем отношения именно с этим детским домом. Приглашаем детей на хоккей, помогаем чем можем.
- Руку ему пожали на прощание?
- Конечно. Он сказал: "Андрей Николаевич, я не прав". "Извинения принимаются", - ответил я.