Пресс-центр
Александр Мальцев: Мальцеву - 60!
«САШУ НАШЛИ СЛУЧАЙНО»
— Мальцева я нашел совершенно случайно, — рассказывает Виктор Тихонов, в 60-х годах работавший в «Динамо» помощником Аркадия Чернышева. – Поехалв Орск на турнир класса «Б» присмотреть защитников. Там посоветовали обратить внимание на двух юных нападающих. Одним из них был Мальцев. В первой игре он разочаровал. Подхожу: «Как же так, Саша?» — «А вы на финал останетесь? — переспросил Мальцев. – Вот там все увидите». И действительно, Александр сыграл блестяще, шесть или семь шайб забросил. А вскоре я был уже у него дома в Кирово-Чепецке. Целый день провел там. Познакомился с родителями. Семья была многодетная, жили скромно. Помню, два младших брата вокруг нас все крутились. Сезон заканчивался, но мы договорились, что Саша переберется в Москву уже весной. Дней через пять он приехал. Занимались мы в Лужниках на катке «Кристалл», и на первой же тренировке Мальцев сразил всех невероятной техникой, скоростью!
Тихонов не знал, что еще раньше талантливого юношу заметил Николай Эпштейн, возглавлявший воскресенский «Химик» и молодежную сборную. Свозил даже Мальцева в турне по Швеции, где юниор учинил настоящий фурор. Эпштейн, ранее тщетно попытавшийся из юношей «Динамо» забрать в «Химик» Виталия Давыдова и Владимира Юрзинова, хотел засекретить кирово-чепецкого самородка, но тут вмешался Тихонов.
БЕСКОВ ЗВАЛ В ФУТБОЛ
С первого взгляда сразил Мальцев и Бескова. Как-то Александр вышел на газон с дублерами бело-голубых и… Константин Иванович потом долго убеждал Мальцева, что именно футбол – его призвание. Тихонов подтверждает этот факт, считая, что по таланту Мальцев был сопоставим с нынешним армейцем Аланом Дзагоевым.
А как Мальцев ворвался в мировую элиту! В 20 лет его признали лучшим форвардом чемпионата мира-70! С 21 (15+6) очком он стал лучшим бомбардиром турнира, побив при этом снайперское достижение Всеволода Боброва, – на ЧМ-57 капитан сборной СССР забил 13 голов. Еще один рекорд Александр установил при опросе журналистов, выбиравших символическую сборную ЧМ-70. Лучшим правым форвардом Мальцева назвали 80 репортеров, у Валерия Харламова, второго в списке, лишь три голоса…
Что показательно, добился всего этого динамовец, выходя на лед в третьем, последнем звене сборной! Правда, был один нюанс. Предыдущий, дебютный ЧМ Мальцев провел в роли центрфорварда. Чернышев и Тарасов решили разгрузить его от черновой работы и перевели на край. Так он оказался в тройке с капитаном сборной Вячеславом Старшиновым и Валерием Никитиным, известным универсалом. По ходу ЧМ-70 последнего заменил Александр Якушев.
Уникальная способность Мальцева одинаково здорово играть с разными партнерами достойна Книги рекордов Гиннесса: в сборной он выступал в 68-ми сочетаниях троек нападения! Тихонов винит в этом тренеров «Динамо»: «Разве в Горьком форварды были сильнее? Однако сумели же в «Торпедо» подготовить для сборной звено Скворцов – Ковин – Варнаков».
БОБРОВ В НЕМ ВИДЕЛ… СЕБЯ
Да, Мальцев так и остался в «Динамо» одиноким воином, потому, наверное, ни разу не выиграл чемпионат страны. Но, по-моему, это не так уж важно. Для Мальцева хоккей был не спортом, а искусством. Его, как Владимира Высоцкого, любила вся страна. Так же как простые болельщики, им восхищались Чернышев и Тарасов (последнему приписывают фразу: «Сборная СССР – это ЦСКА плюс Мальцев»), Кулагин и Тихонов, Локтев и Бобров. Всеволод Михайлович как-то сказал о Мальцеве: «Я люблю его, потому что вижу в нем что-то от своей молодости, от самого себя…»
После провала на Олимпиаде-80 Тихонов начал чистку сборной. На ЧМ-81 поехала заметно омоложенная команда, а лучшим форвардом турнира спустя 9 лет вновь признали Мальцева! Перед Кубком Канады-81 погиб лучший друг Мальцева Харламов. Они всегда жили в одном номере, Александр был у Валерия на свадьбе свидетелем. Пожалуй, именно с этого момента звезда Мальцева начала закатываться. После победы на Кубке Канады у него попросту не осталось в хоккее спортивных стимулов, потому как дорога в НХЛ тогда была закрыта.
…А под началом Эпштейна Мальцев все же поиграл. В середине 90-х в ветеранской команде «Русское золото». Я как-то набрался наглости и попросился поучаствовать в тренировке легенд. Знаете, какое было самое сильное впечатление? Взгляд Мальцева! В нем не было превосходства, высокомерия. Александр Николаевич смотрел на меня с удивлением, мол, кто такой? Покажи, что умеешь! Когда мэтр понял, что способен я не на многое, потерял ко мне всякий интерес – если ты не конкурент, то что с тебя взять? Фирменное мальцевское кредо – всегда быть первым...