Пресс-центр
Александр Авцин: Мечтал стать великим футболистом
Маленьким мальчиком Саша Авцин мечтал стать великим футболистом. За исполнением своей мечты он пришел в секцию футбола. Но на дворе стояла лютая зима - а в это время набор юных футболистов не проводится. Зато, как по волшебству, рядом с домом построили новенький хоккейный стадион «Вымел». Саше ничего другого не оставалось, как пойти в секцию по хоккею. Но стоило ему начать заниматься на льду, как с первого же дня он всерьез и надолго влюбился в этот вид спорта. Так российский хоккей получил талантливого, яркого и амбициозного игрока Александра Авцина.
- Александр, в вашей семье есть спортсмены?
- Да, моя мама – легкоатлетка. Она бегала на стайерские дистанции 800 и 1500 метров. Мама очень хотела, чтобы я стал спортсменом, поэтому с удовольствием каждый день водила меня на тренировки.
- А как из «Вымпела» вы попали в ЦСКА?
- У меня был знакомый тренер, который в армейской школе тренировал детей 1989 года рождения. Сам я 91-го. Тогда мой знакомый подошел к тренеру моего года и спросил, можно ли мне приехать и покататься с армейцами. Ему ответили, чтобы я приходил на просмотр. Так я попал на первую тренировку в ЦСКА и с тех пор в «Вымпел» уже не возвращался.
- Так сразу понравились?
- Сразу! (улыбается)
- А как оказались в «Динамо»?
- В ЦСКА я отыграл четыре сезона. Первые годы все было очень неплохо для меня, а четвертый сезон совсем не складывался. В то время я уже был заигран за сборную команду Москвы, в которой хорошо сдружился с ребятами из «Динамо». Они первыми начали звать меня в их команду. А потом подошел тренер бело-голубых Рамиль Валиулин и сказал: «Давай, Саша, переходи к нам! Будешь в первом звене выходить». Завершив сезон, я, практически, без раздумий перешел в «Динамо».
- В ЦСКА остались друзья?
- Почти все ребята моего возраста также, как и я, разошлись из армейской школы. Сейчас, конечно, поддерживаем приятельские отношения, но настоящих друзей я обрел именно в «Динамо».
- Следующим этапом стала команда «Динамо-2».
- Да, причем мне удалось забросить шайбу в моей дебютной игре за вторую команду! Как же я тогда был рад! Помню, эмоции просто через край лились. Мы тогда попали в фарм уже в самом конце сезона, игр пять всего сыграли. Нас было сразу несколько молодых игроков: я, Никита Двуреченский, Паша Зотов и Олег Ли. Следующий год у нас вышел не самым удачным, только Зотов [нынешний капитан МХК «Динамо» - прим.] хорошо сыграл. А вот еще через год сезон получился просто отличным!
- Это когда вы рекордные 104 очка набрали?
- Да, как раз тогда. Но, кроме меня, и другие ребята в тот сезон играли за нашу команду очень результативно. Все те же Зотов, Двуреченский и еще Васильев. Сейчас мы так в «молодежке» все вместе и играем.
- По окончании столь успешного сезона вас задрафтовала команда НХЛ «Монреаль» и пригласила в свой тренировочный лагерь, где вы отлично проявили себя. Почему, несмотря на предложение остаться в Канаде, вы приняли решение вернуться в Москву?
- Мы много думали, оставаться в Канаде или нет. С агентом и мамой взвешивали все «за» и «против». Но в итоге единогласно приняли решение, что не стоит торопиться. Смысла играть в молодежных лигах Америки при возможности выступать в КХЛ для меня нет. Сейчас ничуть не жалею о том нашем решении.
- Но желание вернуться есть?
- Загадывать на будущее я не хочу, но играть в НХЛ мечтал с детства.
- А цвета какой команды хотели защищать?
- Когда был маленьким, то все в нашей стране только и говорили о русской пятерке в «Детройте». С кем бы я ни общался, все болели за «Детройт». У меня самого были и кепки, и майки этой команды. Сейчас, пожалуй, не выделю для себя ни одну из команд.
- Российская пресса очень любит вас. Вам всего 18, а материалов с вашим участием уже больше, чем у многих игроков КХЛ. Не устаете от такого пристального внимания?
- Я не раз говорил, что мне приятно внимание представителей СМИ. Всегда общаюсь с удовольствием. Правда, иногда бывают ситуации, когда разговаривать совсем не хочется. К примеру, если плохое настроение после неудачной игры. Ты выходишь из раздевалки, а тебе с одной стороны протягивают в лицо микрофон, а с другой – ослепляют вспышкой от фотоаппарата. Не думаю, что кому-то может такое понравиться… Но, конечно, я понимаю, что общение с прессой – это часть моей работы, и я стараюсь выполнять ее профессионально.
- Обучающие занятия в Монреале по общению со СМИ помогли вам?
- Да, в Канаде была очень хорошая подготовка на эту тему. Нам показывали видео и на конкретных примерах разбирали, как и что правильно говорить и как себя вести. Очень любопытно. Хотя, на самом деле, в нашей команде есть игрок - Алексей Житник, глядя на которого можно без всяких курсов обучаться тому, как давать интервью. Он настоящий профессионал.
- Житник – профессионал не только по раздаче интервью. Сейчас в команде «Динамо», кроме Алексея, подобралось много высококлассных игроков. Опыта у одноклубников набираетесь?
- Обращаю внимание, на то, как играют мои партнеры – на финты, броски, обводки в их исполнении. Даже на тренировках у ребят можно многому научиться.
- Можете подойти в раздевалке и спросить совета у именитых партнеров по команде?
- Конечно, ребята всегда помогут, никто никогда не отказывал. А Леша Житник в перерывах игр часто всей команде подсказывает, что и как надо делать.
- Наверное, в молодежной команде за советом к вам идут?
- Нет, такого в нашей «молодежке» нет. Мы же ровесники, все на равных друг с другом общаются. Если есть желание, ты сам можешь что-то посоветовать, а вот у тебя вряд ли совет будут спрашивать.
- Скажите, в какой из команд чувствуете себя увереннее: в основной или молодежной?
- Пока еще в молодежной. Я там лидер, в трудные моменты игры всегда выхожу на площадку. В первой команде я играю в четвертом звене, которое больше нацелено на то, чтобы дать отдохнуть первым двум…
- И забросили важнейшую шайбу питерскому СКА?
- Повезло забить тогда. Вадик Епанчинев отдал шикарную передачу, мне оставалось только отправить шайбу в ворота.
- Но до матча со СКА была памятная игра с «Нефтехимиком», в которой вы открыли счет собственным шайбам в КХЛ и стали лучшим игроком матча.
- Никогда не забуду тех эмоций, которые испытывал после первой заброшенной шайбы. Это было потрясающе! Тогда от избытка чувств я даже потерялся... Все было как в тумане… Ко мне все радоваться бегут, а я уезжаю от всех. Только потом понял, что надо было остановиться и порадоваться вместе с ребятами.
- Насколько, в психологическом плане, было важным забросить ту шайбу?
- Безусловно, для молодого игрока это очень важно. Когда забиваешь, появляется внутренняя уверенность, но, главное, тебе начинают доверять, давать больше игрового времени. В таких условиях любой хоккеист начинает раскрываться, играть раскрепощено.
- Вы суеверны?
- Вообще-то, в приметы не очень верю. Но почти все хоккеисты обращают внимание на то, с какой стороны надевать форму. Я - не исключение. Всегда начинаю экипироваться с левой стороны – и конек, и щиток, перчатку сначала левые надеваю.
- Можете вспомнить какие-нибудь смешные спортивные суеверия.
- Честно говоря, их много. Что касается меня, например, то кому-то может показаться смешным то, что я не люблю, чтобы мою клюшку кто-то трогал до игры. Я готовлю ее, ставлю и все – больше никто касаться ее не должен.
- Знаю, что у вас есть девушка и у нее очень красивое имя - Милана. Расскажите о вашей первой встрече?
- Мы познакомились с Миланой необычно. Я летел на драфт в Канаду со своим агентом. В большом «Боинге» мое место оказалось вторым в ряду из четырех кресел, а с самого края сидела симпатичная девушка. Чтобы мне занять свое место, ей надо было пропустить меня. Она спросила на чистом английском: "Are you seat here?” [«Это ваше место?»]. Я ответил: "Yes” - и прошел к своему креслу. Агент расположился позади меня. Когда самолет начал набирать высоту, я повернулся к нему и спросил что-то по-русски, на что незнакомка мгновенно среагировала: «А вы, оказывается, русские?». У нас завязался разговор, длительный полет в ее компании прошел совсем незаметно. Оказалось, Милана родилась в Латвии, но ее родители живут в Канаде. Она летела к ним в гости. В следующий раз мы встретились уже в Монреале. Во время драфта она была на всех моих играх, а свободными вечерами мы гуляли по монреальским улицам, Милана показывала мне достопримечательности города.
- Как же вы общаетесь сейчас? Она живет в Латвии, вы играете в Москве…
- Милана старается как можно чаще приезжать ко мне. Но, конечно, чаще приходится переписываться через Интернет или общаться по скайпу – так гораздо веселее!