Пресс-центр
Последний урок Чернышёва
16 марта исполнилось бы 95 лет заслуженному тренеру СССР Аркадию Ивановичу Чернышеву. Под его началом наши хоккеисты выиграли четыре Олимпиады, 11 чемпионатов мира. Его жизнь – это и семейное счастье, и восхождение на Олимп, и падение в пропасть.
Чернышев за четверть века, начиная со встреч руководимой им сборной Москвы с чехословацкой командой ЛТЦ и кончая выигрышем Олимпиады в Саппоро, завоевал признание не только в СССР, но и во всем мировом хоккее.
И вдруг в один момент оказался на обочине. Все продолжали мчаться дальше, а Чернышев, подобно поврежденному «Москвичу» из моего двора, остановился. И ему оставалось только провожать взглядом красные габаритные огоньки проносящихся мимо машин. 15 побед на Олимпиадах и чемпионатах мира — неоспоримое свидетельство тренерского таланта Аркадия Ивановича. Но о величии Чернышева надо судить не только по количеству золотых наград, но и по тем преградам, что ему пришлось преодолеть
ОТСТАВКА, ПОРАЗИВШАЯ ВСЕХ
Чемпионами наши хоккеисты стали и в 1972 году на Олимпиаде в Саппоро. Возвращаясь из Японии, они думали уже о скором первенстве мира в Праге. И даже предположить не могли, что предстоит сыграть с новыми тренерами Бобровым и Пучковым, а Чернышев и Тарасов покинут сборную.
Та история о внезапной смене тренеров сразу обросла слухами. Чего только не говорили об уходе Чернышева и Тарасова, вплоть до того, что они стали жертвами правительственного произвола.
— Все это бред, — признался мне пять лет спустя на чемпионате мира в Вене Аркадий Иванович. — Да, был случай в 67-м году в Вене, когда из Москвы пришло «пожелание» в последнем матче не обижать друзей-соперников из Чехословакии. Мы уже стали чемпионами, а они претендовали на второе место. Нюанс был в том, что в те дни в Кремле встречались лидеры двух наших стран Брежнев и Гусак. И в их планы входил просмотр нашего матча по телевидению. Политическая обстановка тогда была напряженная, в ЧССР неспокойно. Но мы обыграли чехов. Они не попали в призовую тройку.
Вот тогда нас оставили без обещанных к 50-летию Великого Октября правительственных наград. А пять лет спустя, в 72-м году, указов «сыграть как надо» от министра спорта Павлова не получали. Он же знал, что мы не нарушим олимпийскую клятву. И наказывать нас не за что было.
— Мой отец с Тарасовым ушли из сборной добровольно, — подтверждал мне позже сын Аркадия Ивановича Борис. — Они поговаривали об отставке еще после победы в 68-м году в Гренобле. И собирались уходить с гордо поднятой головой, а не быть уволенными за возможное поражение. Сказывались и возраст, и психологическая усталость от сборов, поездок, ответственности. Да и мама моя, и жена Тарасова Нина Григорьевна часто говорили своим мужьям о добровольном уходе. Но, когда они решились, разгорелись такие страсти…
Документ о решении Чернышева и Тарасова об уходе из сборной должен сохраниться в архивах нынешнего Минспорта или Федерации хоккея. Думается, на истории о «несправедливом увольнении заслуженных специалистов» пора поставить крест. Тем более что Аркадий Иванович остался председателем тренерского совета, летал со сборной СССР консультантом на суперсерию в Канаду, на чемпионаты мира. И вообще до весны 83-го года вел жизнь активного пенсионера.
ДЕВЯТЬ КОШМАРНЫХ ЛЕТ
А в апреле 83-го года случилась беда, превратившая последние девять лет жизни Чернышева в кошмар. Все началось на торжественном собрании в Центрсовете «Динамо», посвященном 60-летию общества. После торжественных речей заслуженные работники получили награды. А самому достойному динамовцу Чернышеву вручили… грамоту. Причем, по словам сына Бориса, похожую на те, что получал отец в детстве за отличную учебу. Для Аркадия Ивановича это был удар ниже пояса. Не дожидаясь окончания торжеств, он уехал домой, поставил машину в гараж, с горя выпил полстакана водки и… сраженный инсультом, рухнул на асфальт в сквере у дома. Прохожие, видимо, полагали, что это пьяный бомж. Люди шли мимо не останавливаясь. Лишь через несколько часов сыну Борису сообщили об этом.
Девять лет и три дня парализованный Аркадий Иванович, потеряв всякий интерес к жизни, пролежал в постели, иногда перемещаясь в кресло. Лишь изредка Борис вывозил отца во двор на прогулки.
Чернышев принадлежал к сильным натурам, стойко держал удар. Но не смог пережить оскорбления, нанесенного чиновниками родного общества.
И это еще один урок, который дал всем нам Великий Тренер.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Аркадий Иванович Чернышев. Родился 16 марта 1914 года в Нижнем Новгороде. Умер 17 апреля 1992 года в Москве. Заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР по хоккею. Под его руководством сборная СССР выиграла четыре Олимпиады (1956, 1964, 1968, 1972), 11 чемпионатов мира (1954, 1956, 1963–1971). Чемпион СССР (1947). Старший тренер «Динамо» (1946–1974), директор динамовской школы (1974–1983), председатель тренерского совета Федерации хоккея СССР (до 1983).