Пресс-центр
Илья Коновалов: Сухарь в Ярославле – лучший исход матча для меня
«В сезоне для «Динамо» было много положительных моментов»
— «Динамо» не очень типично для себя закончило сезон уже в первом раунде плей-офф. Уже многое сказано о причинах, но хочется услышать вашу версию.
— Задачи были максимальные. Причём перед сезоном мы говорили об одной задаче, но по ходу чемпионата она чуть-чуть изменилась. Нам поставили более высокую цель, но, увы, мы её не достигли. Одной причины нет, это совокупность факторов. Мы не сумели показать свой хоккей: силовую игру, напор на соперника, работоспособность. Эти аспекты не получились. Также были проблемы с реализацией моментов. Видимо, удача была не нашей стороне. Кроме того, мы пропускали глупые голы, во многих моментах не выручил я, хотя обязан был это сделать. По чуть-чуть, по крупицам и сложился итоговый результат.
— Вас чем-то удивило «Торпедо»? Эта команда была одной из самых обсуждаемых в прошедшем сезоне.
— В сезоне мы четыре раза сыграли с «Торпедо». Недели за 2-3 до плей-офф понимали, что можем на них попасть. Видели, что со стороны медиа и болельщиков по отношению к «Торпедо» был ажиотаж, всем эта команда была интересна. Возможно, они нам этом багаже и выехали, были окрылёнными. Мы готовились к этой команде. У них был неудачный отрезок за полторы недели до плей-офф. Возможно, тогда они поняли, что оборона очень важна. В итоге они действовали чуть строже, чем обычно. Но не скажу, что изменения были глобальными. «Торпедо» сыграло в атакующий и открытый хоккей, который нравится болельщикам. Увы, мы не смогли перестроиться и переломить ситуацию.
— Алексей Кудашов после серии с «Торпедо» рассказал о вашей микротравме. Это сильно помешало в плей-офф?
— Не хочется оглядываться назад. Да, микротравма была. Но я сыграл два матча против «Витязя» и «Спартака» до плей-офф. Я вошёл в ритм. Поэтому не буду говорить, что мне помешало повреждение показать свою лучшую игру.
— Резюмируя – как оценить сезон для «Динамо»?
— Огромное количество положительных моментов. Тренерский штаб использовал много молодых хоккеистов – были ребята, кто впервые оказался в основном составе «Динамо» на постоянной основе. Они набрались опыта. У нас на половину изменился состав, ушли лидеры команды, нам пришлось найти новых. Кто-то вышел на новые роли.
— Как вы относитесь к некоторым комментариям, что этот сезон – провальный для «Динамо»?
— Когда человек впервые слышит о «Динамо», то сразу вспоминает два Кубка Гагарина в 15-летней истории КХЛ. «Динамо» всегда претендует на чемпионство и ставит высокие задачи. Если оглядываться на это, то вылет в первом раунде кажется провальным. Но многие не знают, какие цели и задачи руководство ставило конкретно на этот сезон. Болельщики – молодцы, они всегда ждут от нас результат. Они – наш шестой полевой игрок, это мотивирует. Приятно, что в конце сезона на нас стало ходить куда больше людей, чем в начале.
«Я достиг многих личных целей, но это не предел»
— Свой сезон как оцените?
— За предыдущие 2 сезона я провёл чуть больше 30 матчей. В нынешнем сезоне была новая роль для меня, поскольку матчей было сыграно намного больше. Перед сезоном я много общался с тренерами команды, чтобы узнать, какую игру, какие результаты от меня ждут. Я также ставил личные цели перед собой: провести стабильный чемпионат, помогать команде набирать очки, лучше взаимодействовать с защитниками. Я думаю, что этих целей достиг, но это не предел. Это лишь ступень наверх.
— В сентябре вас признали лучшим вратарем КХЛ. Получается, привыкать к российскому хоккею после Северной Америки не пришлось?
— Я понимал, какой в КХЛ уровень, отыграл в Лиге несколько сезонов. Плюс – я не очень много играл в Америке, не пришлось перестраиваться. Через пару игр всё вспомнил.
— Про свой гол в ворота «Торпедо» вы рассказывали по горячим следам, а Кудашов даже пошутил, что будет выпускать вас в поле. А что сказал тренер после матча насчёт этого?
— Алексей Николаевич похвалил при команде, но лично не подходил. Тот матч мы выиграли, но провели плохо. Скорее всего, он как главный тренер был сконцентрирован на командной игре, а не на моем голе. Так что уделил лишь минутку внимания. Да и я тогда пропустил четыре шайбы – многовато для вратаря.
— Была ли ещё какая-то забавная реакция на этот эпизод?
— Она была прям на льду, когда ребята побежали именно ко мне праздновать заброшенную шайбу. А затем я побежал к лавке отбивать пятюни. Это очень необычно, я такого никогда не испытывал.
— В этом году в КХЛ было рекордное количество матчей. Как себя чувствовали физически?
— Действительно, такого раньше в КХЛ не было. У нас было две серии по пять матчей, одна шестиматчевая – я не испытывал до этого сезона подобной нагрузки. Уверен, что тренерский штаб учтёт опыт минувшего сезона и внесёт коррективы. Не скрою, порой устаёшь от хоккея, поскольку тратишь много эмоций. Тебе нужно постоянно держать себя в тонусе. Но в НХЛ по 82 матча, там к этому привыкли. Возможно, ещё один или два таких сезона – и для всех станет такой график привычным.
— С кем было сложнее всего играть?
— Не назову конкретных соперников. Многое зависит от ситуации. Например, ты – после длительной серии матчей, а соперник – отдохнувший. Конечно, мне должно быть легче с теми, кто играет от обороны. Но у этого есть и другая сторона: у таких команд каждая атака опасная. С атакующими командами ты должен всегда быть сконцентрирован. Но зато ты постоянно в тонусе, уверен в своих силах. От этого легче играется.
«От болельщиков в Ярославле не чувствовал враждебности»
— Перед сезоном коллегам вы говорили, что подоплёка в противостоянии с «Локомотивом» будет обязательно. Особенно, если в воротах окажется Иван Бочаров. А как оно произошло на самом деле?
— Понятно, что я видел знакомых ребят в составе соперника. Я знаю их, а они – меня. У каждого свои козыри. Но я отталкиваюсь лишь от своей игры. Насчет соперничества с Бочаровым: к вратарю соперника ты не имеешь никакого отношения. Он играет с другой стороны площадки, ты даже при желании с ним не можешь пересечься, что-то крикнуть. У меня свои задачи, у него – свои. Борьба шла скорее с нападающими и защитниками «Локомотива».
— Каково выходить на лёд в «Арене 2000» в свитере другого клуба?
— Определённые эмоции я испытал. Много знакомых лиц на трибунах, пришли тренеры, знакомые ребята, родственники, родители. Смешанные чувства. Провёл одну игру в Ярославле – и она получилась успешной, я сыграл на ноль. Был окрылён, поскольку это родная арена, болельщики, всё знакомо. Кстати, от болельщиков я не чувствовал враждебности – только теплоту.
— Наверное, это что-то особенное – сыграть на ноль в Ярославле?
— Это лучший исход матча из тех, о которых я мог бы мечтать.
— Вы впервые в России играли не за родной клуб. Увидели отличия в организациях?
— Отличия есть. Банально, но другое руководство. В «Динамо» молодой генеральный менеджер, он постоянно с командой, с персоналом. Во второй части сезона он постоянно находился рядом с лавкой во время матчей. Ты не чувствуешь отрыва от руководства. В сезоне у «Динамо» было две арены – основная и в Новогорске. Ты постоянно собираешь баулы, переезжаешь, общаешься с персоналом, это очень сплачивает коллектив.
— Хотели ли бы вернуться в «Локомотив» когда-нибудь?
— У хоккеистов длинная карьера. Я не хочу загадывать. Не знаю, как сложится. У меня ещё год контракта, я – ограниченно свободный агент. Не знаю, какой будет следующий сезон, захочет ли «Динамо» оставить меня. Если говорить про «Локомотив», то мне вспоминается пример Александра Лазушина, который приехал в родной клуб уже в зрелом возрасте. Всю карьеру он провёл в других командах. Так бывает.
— Контрактный год – важная штука?
— Нет, на меня это не давит. Но посмотрим, что будет дальше. Если ты будешь об этом думать, то это может помешать. Моя задача – нормально подойти к сезону, познакомиться с новичками, установить с ними взаимопонимание. О контракте поговорим после плей-офф. «Удивился, когда узнал об обмене в «Динамо»
— Давайте вспомним, что было год назад. Вы приезжаете из-за океана и узнаёте, что вас обменяли в «Динамо». Ваши первые мысли?
— Удивление. Я узнал об этом ещё в Америке. «Локомотив» сказал, что по каким-то причинам не могут подписать со мной контракт. Я ответил: хорошо, это ваше видение. Никаких обид нет.
— «Динамо» - один из самых легендарных клубов мира. Вы это почувствовали, когда попали туда?
— В «Динамо» чувствуется история. Когда впервые приехал на базу, то увидел две наклейки в форме Кубка Гагарина. Ты понимаешь, что у «Динамо» есть чемпионский опыт. На базе организован музей, очень много клюшек, перчаток, коньков и других предметов легендарных хоккеистов. Многие ребята что-то оставляют на память. У меня там были глаза по пять рублей. Я думал: «ничего себе, частью чего я теперь являюсь». Ты сразу понимаешь, что должен совершенствоваться и соответствовать этому клубу. Это дополнительная ответственность.
— Как вам динамовские болельщики? Чувствуете их требовательность?
— Когда я был совсем молодой, то читал комментарии болельщиков. Но потом понял, что в этом много негатива. Мне это мешало. Я не читаю социальные сети. При этом лично я общаюсь с болельщиками, всегда готов к этому. Приятно, что ждут после матчей у дворца.
«Наш тренер вратарей много внимания удивляет психологии»
— Прошлым летом команду пополнил тренер вратарей Константин Власов. Чем крут этот специалист? — У него очень большой опыт. Он работал в ЦСКА, «Автомобилисте» — клубы, которые ставят высокие задачи. При этом он прошёл и «Адмирал». Опыт реально огромный. Когда мы пообщались впервые, он сказал, что будет интересный сезон, что у меня есть все данные для хорошего выступления. Я ответил, что готов работать и полностью доверился этому специалисту. После сезона могу сказать, что наша работа была успешной. Мне понравился его подход. Он много внимания уделяет теории. Часто смотрит, разбирает соперника. У нас есть вратарские собрания – с таким я ещё не сталкивался. Но я понял, как пользоваться этой информацией.
— А в части психологии?
— Он очень много времени уделяет психологии. Постоянно смотрит, как ты себя ведёшь во время удачных и неудачных серий. Он считает, что вратарь должен быть всегда лидером, нельзя показывать свою слабость или нервозность, поскольку это передаётся команде.
— Власов в интервью говорил, что вы ожидали большего от работы с его коллегой за океаном. Что вы имели в виду?
— Хотелось больше индивидуальной работы. Возможно, это зависит от клуба, но я ничего плохого про команду сказать не хочу и не собираюсь этого делать. Скорее всего, там тренеры стараются не навредить, не хотят лезть в голову вратарю. При этом с ними можно побеседовать на любую тему.
— Но при этом опыт игры в АХЛ как-то помог?
— В моей конференции играли в тот хоккей, что пропагандирует Игорь Ларионов. Так что с таким стилем я познакомился ещё в Америке. Там разрешалось всё. Много передач назад не глядя, много индивидуальных действий. Я был готов, что мой последний защитник может пойти обыгрывать соперника и потерять шайбу. На скамейке ему за это ничего не было. Первое время я удивлялся, почему так. А потом понял, что в АХЛ дают возможность развиваться. В НХЛ, конечно, таких ошибок уже нет.
«Почувствовал доверие от Кудашова»
— Вы застали Алексея Кудашова ещё в «Локомотиве». Алексей Николаевич тогда и сейчас чем-то отличались?
— Мне сложно говорить о Кудашове в «Локомотиве», поскольку я с ним работал только на сборах. Это была тренировочная рутина. В «Динамо» я увидел, что очень умный и начитанный молодой тренер. У него большие перспективы. Алексей Николаевич очень хочет и любит выигрывать. Уверен, что его путь в тренерской деятельности только начинается.
— Почувствовали доверие от него?
— Конечно. Но не только от него – от всего тренерского штаба. К Косте Волкову также было доверие. Хотя он пришёл к нам без опыта игры в КХЛ, его всячески поддерживали. Эта поддержка тренеров, ребят и руководства очень помогает.
— Кудашов радовал журналистов и болельщиков интересными пресс-конференциями весь сезон. Следили за высказываниями тренера? Что-то откликалось внутри?
— Пресс-конференции редко смотрю. После матча он заходит и говорит пару слов. Этого хватает, чтобы переварить матч и готовиться к следующему.
— Как вам тандем с Константином Волковым?
— Мы с ним знакомы с юности. Друг против друга играли в финале Кубка Харламова. Поэтому в «Динамо» встретились как хорошие знакомые. За этот год дружба окрепла. Я всегда открыт к партнёру, готов помочь. Мы оба понимали свои роли перед сезоном, не было никаких обид.
— Рассказывал что-нибудь интересное про Финляндию?
— Он много рассказывал про переезды. Там всё на автобусах. Ты мог утром раскатиться в своём городе, а потом собрать сырую форму и поехать на матч. На лёд выходили буквально с автобуса. В Финляндии это нормально.
«Смотрел на Варламова и хотел повторить его путь»
— Вы не раз в интервью радовались за успехи российских вратарей. Но и в родном Ярославле последние лет пять стали появляться крепкие голкиперы: вы, Красоткин, Исаев, сейчас сильный сезон в МХЛ провёл Мурашов. Почему ярославские вратари стали выстреливать?
— Очень часто молодые вратари или ещё дети видят в воротах «Локомотива» местных воспитанников. Возможно, дети понимают: он прошёл такую же школу, у него получилось, он работал с теми же тренерами. Ты так больше доверяешь своему наставнику. У тебя появляется внутренняя уверенность, что всё получится. Лично у меня был именно такой опыт. Я смотрел на Семёна Варламова и хотел пробиться в «Локомотив». Понимал, что он работал с теми же тренерами, по той же методике. Если у него получилось, то и у меня может получиться.
— Связяны ли успехи ярославских голкиперов с работой Егора Подомацкого, который долгое время был тренером вратарей «Локо»?
— Конечно! И Егор Геннадьевич, и Вячеслав Похлебалов, и Антон Шустов – все внесли свой вклад. Мне было интересно с ними работать. Если говорить о Подомацком, то я всегда понимал, что это легенда для клуба. Он имеет большой опыт. Тогда в команде был Антон Красоткин – я видел, что он прибавляет при Подомацком.
— Вы стали лучшим новичком в КХЛ, когда играли в «Локомотиве» под руководством Дмитрия Квартальнова. Через год лучшим вратарём стал Тимур Билялов из «Ак Барса», где главным также был Квартальнов. Это совпадение? Или система Квартальнова комфортна для вратарей?
— Я думаю, что и то, и другое. Дмитрий Вячеславович очень требователен к обороне и дисциплине. У него должно всё работать как часы. В том сезоне, где я стал лучшим новичком, мне сильно помогли ребята. Они очень много блокировали бросков, пытались расчистить пятак. Мне очень хотелось помочь защитникам, дать ответную реакцию. Система Квартальнова была очень комфортна, она помогла мне в юном возрасте зайти в КХЛ и закрепиться.
«Динамо» будет ставить самые высокие цели в следующем сезоне»
— Как вы готовитесь к матчам? Есть что-то особенное?
— Ничего особенного нет. За день до игры тренируюсь, сплю днём, гуляю с собакой вечером, могу сходить в кино. Обычно не распыляю эмоции, поскольку они понадобятся в игре. Перед матчем должен быть обязательно хороший сон. Я приезжаю на игру чуть раньше, чем команда. В «Динамо» это возможно. Это помогает мне подготовиться. При этом я совершенно открытый, не замыкаюсь в себе в день игры.
— Вы становитесь опытным вратарём. Это меняет ваше восприятие матчей? Стало легче справляться с ответственностью?
— Мировоззрение меняется, ты получаешь новый опыт. Например, я видел, как в Америке относятся к матчам. Там выходят на игры кайфовать, поиграть в пасик, разыгрывать комбинации. Они не относятся к этому как к рутине. Я понял, что лучше попроще относиться к хоккею, чем иметь риск перегореть. Ещё с возрастом стало меньше волнения. Я прекрасно осознаю важность матчей, но накручивать себя нет смысла.
— Вы говорили, что в КХЛ более серьёзные сборы – и это влияет на качество подготовки. Но сейчас ходят разговоры о сокращении летних лагерей. Как вы к этому относитесь?
— Становясь старше, я поддерживаю идею, что нужно сокращать сборы. Например, лето – это время, которое ты можешь провести с детьми, семьей. Кроме того, с опытом ты лучше понимаешь свой организм, ты сам знаешь, какая подготовка тебе нужна. Когда общие сборы для всех, это не всегда хорошо. При этом молодые ребята не привыкли к этому. Они знают, что их соберут на сборы. В другом случае им самим придется нанимать тренера, искать лёд, тратить деньги. Возможно, кому-то будет сложно. Для выстраивания такой системы понадобится время.
— Цель на следующий год – только кубок? У вас собирается хорошая команда.
— У нас и в этом году была классная команда. Но сейчас руководство точечно усилило состав. На мой взгляд, команда становится ещё лучше. Не знаю, какие задачи поставит руководство, но я считаю, что мы способны достигнуть самых высоких целей.