Пресс-центр
Знарок-фестиваль. 5 историй о главном тренере «Динамо»
1. Олег Знарок подрался с «королем рэкетиров»
Пожалуй, самая нашумевшая история с участием нынешнего главного тренера московского «Динамо». Юрмальское кафе «Юрас перле» надолго запомнило январь 1988 года – новогодние праздники здесь начались с грандиозной драки. Хотя вернее будет сказать, побоища, в котором принял участие и нападающий рижского «Динамо» Олег Знарок.
Хоккеист в кругу друзей и родных отмечал здесь свое 25-летие. В том же зале располагалась большая компания Ивана Харитонова – известного авторитета, который впоследствии проходил по различным уголовным делам под кличкой «король рэкетиров». Такое соседство априори не могло закончиться ничем хорошим.
Словесная перепалка привела к тому, что «Харитон», подойдя к Знарку, натянул ему свитер на голову. «Рэкетир», надо заметить, поступил весьма по-хоккейному, но больше ничего спортивного в этом противостоянии не было. Ответная реакция Знарка не заставила себя ждать.
– Я заступился за родственников. Мы остались вдвоем с отцом спина к спине против десяти человек. Все остальные в зале под столом сидели. В той бойне все шло в ход: и стулья, и «розочки». Меня просто порезали всего. И отца тоже. Было страшно. Там беспредел был. Официанток душили телефонными проводами, – рассказал Знарок в интервью клубному журналу ХК МВД.
Итогом той драки стало уголовное наказание для Ивана Харитонова и его компании, а Олег Знарок получил первую неспортивную медаль «За охрану общественного порядка». Кроме того, последствия той драки до сих пор можно заметить на лице тренера.
2. Олег Знарок мог оказаться в ЦСКА
Не секрет, что в советские времена всех одаренных хоккеистов дороги вели в Москву. Самых талантливых приводили в армейский клуб, а тех, кого селекционеры ЦСКА «проворонили», разбирали другие столичные команды. Олег Знарок был из числа первых, только вот нападающий юниорской сборной СССР так до Москвы и не добрался. «В ЦСКА ты будешь сидеть на скамейке. А тебе нужно быть на льду!» – сказал футбольный тренер Валерий Знарок своему сыну-хоккеисту и тот послушно остался в челябинском «Тракторе».
Впрочем, слова «послушно» и «Знарок» достаточно сложно уживаются даже в одном предложении. Нападающий вообще едва не остался без хоккея. Лучшего бомбардира юниорского чемпионата Европы сослали из основной команды в фарм-клуб, играющий во второй лиге союзного чемпионата. Причиной этого по официальной версии были сигареты, которые Олег Знарок вместе с партнером Сергеем Чудиновым раскуривали в тамбуре поезда, по слухам же – никто в «Тракторе» не мог совладать с непростым характером форварда. Хоккеист психанул и отказался выступать за фарм-клуб.
Карьеру Знарка спас Владимир Юрзинов-старший, узнавший о многомесячном «простое» форварда и пригласивший его к себе в рижское «Динамо». Правда, вслед за хоккеистом в Ригу полетело и мстительное письмо из Челябинска со словами «Знарок – алкоголик, перебил на тренировках всех ветеранов». В итоге он получил годичную дисквалификацию, но все-таки смог вернуться в хоккей.
3. Свою будущую супругу Олег Знарок заметил на трибуне
Со своей женой игрок рижского «Динамо» познакомился в ресторане. Олег Знарок пришел перекусить вместе с командой, а девушка по имени Илона была там в компании студентов. Вряд ли бы для нападающего составило трудность подойти и познакомиться самому, но здесь он решил пойти более простым и надежным путем – в этой же компании был его знакомый, который с подачи Знарка и познакомил будущих супругов.
– Я совершенно не интересовалась хоккеем, хотя на матчах несколько раз была. Ребята из «Латвии Берзс» или рижского «Динамо» приглашали. И, как потом выяснилось, Олег заметил меня еще на трибуне.
- Как же Олег Валерьевич расположил вас к себе?
– Напором он добился своего. Эта черта помогает ему всегда и в жизни, и в спорте. В наши спортсмена силой не затащишь на базу, а в те годы это было и первым домом, и малой родиной для хоккеистов. «Строить отношения» как внутри, так и вне этого «проекта» было весьма проблематично. – У нас имелось еще одно осложнение. Мы с семьей только переехали в новую квартиру, у меня не было домашнего телефона. Сейчас я удивляюсь: «Боже мой, как вообще все происходило?». Моя подруга жила в центре города. Она у нас была «телефонисткой», координировала нашу связь. А на базе был один-единственный телефон. Его номер я до сих пор помню, хотя прошло уже лет двадцать. Время звонков было расписано. Независимо от того, где я нахожусь, в 22:45 я должна была быть у телефона. Но это уже – когда мы были семьей.
- А до этого?
– Я помню, мы первый раз поссорились, и он с моей подругой приехал ко мне домой, потому что адреса я не давала, а телефона у меня не было. Можно сказать, была «фантомом». Ну, как-то находили друг друга и гуляли. С момента знакомства до предложения прошло полгода. Причем, как и полагается, сначала руки и сердца Олег Знарок попросил у родителей невесты. – Я с Олегом на тот момент поссорилась. У нас часто были разногласия, и мы устраивали баталии между собой. И Олег приехал ко мне домой, прошел по квартире. А у моей сестры тогда собирались одноклассники. И мама приняла Олега за одного из них: «Что-то этого мальчика не помню, но мало ли…» Отправила его в комнату к ребятам. Но он понял, что попал не туда, и вернулся обратно к родителям.
- А вы где были?
– Вместе с ребятами. Сначала я даже не обратила внимания, что Олег здесь. Моя младшая сестра подошла ко мне, прошептала: «Там пришел твой... Иди!..» И мы отправились слушать. С папой он как-то очень быстро договорился, а с дочкой – они подумали: «Додавим». Это было смешно еще потому, что Олег пришел с букетом… Как оказалось, когда будущий муж проезжал мимо нашего базара, шел дождь, и все бабульки разбежались. Так он взял прямо из ведра какую-то охапку цветов и принес ее к нам домой.
4. Олег Знарок подписал контракт с «Эссят», но так и не сыграл в финском чемпионате
В статистике нападающего Знарка вы не найдете ни одного официального матча в чемпионате Суоми, однако в «Эссят» его запомнили надолго.
Первенство СССР по хоккею медленно, но верно разваливалось, как и само государство, а потому перед сезоном 1991/92 российско-латышский форвард решил попробовать свои силы в Европе. Скромный клуб из финского городка Пори предложил хоккеисту контракт. Как вспоминает Илона Знарок, полтора месяца, что они прибывали в Финляндии, прошли на пляже. Но дебютировать в SM-лиге ее супругу так и не удалось – в одном из товарищеских матчей в Швеции случилась грандиозная драка, в результате которой от тяжелой руки Знарка пострадали не только соперники, но и арбитры. Один из них, к несчастью для форварда, оказался судьей международной категории. Так Олег Знарок заработал вторую в своей жизни годичную дисквалификацию.
5. В музее Олега Знарка в качестве экспоната есть неподписанный контракт с командой НХЛ
Здесь, наверное, стоит начать с того, что у Олега Знарка есть свой личный музей, расположенный в его рижском доме на чердаке: свитеры всех команд, за которые он играл, медали, старые фотографии «Динамо», сборной. Среди всего этого раритета можно заметить и очень любопытный документ на английском языке – неподписанный контракт с «Бостон Брюинс».
После истории со второй дисквалификацией Олег Знарок получил приглашение от Гэрри Синдена. Проблема была в том, что нападающий не был задрафтован ни одной из команд НХЛ и поначалу выступал только за фарм-клуб – «Мэйн Мэринерс». Тамошние тренера вряд ли могли предъявить претензии по игре к хоккеисту, а вот сам Знарок был явно не в своей тарелке. Во всех смыслах.
– Было очень одиноко. И к тому же совершенно не знал английского языка, – рассказывал он потом в интервью «Советскому спорту». – Из-за этого у меня началась изжога! Я жил в отеле, на полном обеспечении, но по меню в ресторане надо было заказывать самому. А я выучил только одно слово: «Чикен!». Официанты, когда я приходил, принимались понимающе улыбаться: «Чикен?». «Чикен!» – выдавливал я сквозь зубы. Хотя на «чикен» уже без тошноты смотреть не мог!
Эти «трудности перевода» в итоге сильно повлияли на карьеру Знарка. «Бостон Брюинс» предложил ему контракт, однако рядом с ним не было человека, который мог бы перевести этот важный документ.
– Я на него посмотрел и решил, что эту зарплату мне предлагают в год. Сказал «спасибо», попрощался и уехал к другу в Нью-Йорк. Побыл там три дня – и обратно домой, в Ригу. Контракт взял с собой. На память. Повесил на стену. И кто-то из знакомых лет пять назад для меня его перевел. Оказалось, мне ту сумму в месяц предлагали!
6. Бонус
Илона Знарок: «Раньше мне казалось, что из-за папиного образа жизни, девчонки не захотят, чтобы рядом был такой человек. Но они всегда, когда произносят ему тост на день рождения, говорят: «Мы бы хотели, чтобы наши мужья были такими, как ты». Папа проникается до слез».