Пресс-центр
Меланома испепелила Зеленко
Нападающий ЦСКА и московского «Динамо» Борис Зеленко больше никогда не выйдет на лед. Трагедия, немыслимая по своей сути, отняла его у родных, у жены и двухгодовалого сына. Причиной смерти стала содранная с ноги родинка… Борису не исполнилось и 27 лет.
ОТ ИДЕАЛЬНОЙ СЕМЬИ ДО СМЕРТНОГО ОДРА
«Супруг у меня идеальный, жизнь кипит, и у нас все хорошо. Да иначе и быть не может!» — говорила в интервью, опубликованном в «Советском спорте» 14 декабря
Умирал Борис в муках. Лежа на больничной койке с минимальными шансами на выживание, он боролся за то, чтобы остаться на этом свете, словно Павка Корчагин в известном романе Островского «Как закалялась сталь». С победно поднятой вверх рукой, в бреду, он думал о своем самом дорогом – хоккее и кричал, задыхаясь и надеясь на несуществующий шанс: «Зря вы меня не взяли на сборы!».
Зеленко умер от рака кожи 30 июня
ИСКРЕННИЙ И ОТКРЫТЫЙ
Молодожены познакомились на квартире родителей Натальи на юго-западе Москвы в мае 1999 года. Борис только вернулся после странствий по Америке. Ее сокурсница с мужем снимали эту квартиру, и они как-то пригласили Бориса на чай. Наталья в то время писала диплом и заехала к подруге по студенческим делам. Посидели все вместе, поговорили и разошлись. Меньше чем через полгода, 21 сентября, супруги Зеленко сыграли свадьбу, повенчались, ведь оба крещеные. Чувства Бориса прояснились, когда он с командой улетел на Кипр и звонил оттуда Наталье по несколько раз в день.
— Борис всегда был прямым и открытым, — вспоминает его супруга. — Никогда не выдумывал что-то понапрасну, не искал обходных путей. Говорил все начистоту. Борис умел расположить к себе искренностью в поведении. Меня же подкупала его надежность и очаровательная широкая белозубая улыбка, которая почти никогда не сходила с его уст. Боря был очень чуткий и внимательный. Однажды на День святого Валентина подарил мне фикус, сорт назывался «Наташа». Так приятно было… Он даже в таких мелочах разбирался. Ну а как же иначе, если его мама, которую зовут, как и меня, Наталья Александровна, на даче цветы выращивает. Она на профессиональном уровне играла в волейбол, выступала за столичный «Спартак». И с мужем своим, отцом Бориса, который играл в футбол, познакомилась на спартаковской базе в Тарасовке.
— На правой щеке у Бориса была ямочка, которая, кстати, очень ему шла, — говорит Наталья Зеленко. – Его мама рассказывала, что ямочка эта появилась у него еще в детстве после одной из тренировок в ЦСКА, когда щеку по неосторожности проткнули клюшкой. Борис тогда даже не заплакал, мужественный был парень по натуре.
– Зеленко хоккеист был честолюбивый, старательный, хитрый на льду, техничный, хотя и имел возможности для роста, — вспоминает Юрий Чабарин, первый тренер Бориса в СДЮШОР ЦСКА. — Он и Саша Харламов у меня в команде
НАСЛЕДНИК МОГ БЫ СТАТЬ БОРИСОМ
— Как я отнеслась к тому, что Борис – спортсмен? – спрашивает Наталья. — Спокойно, хотя никогда особо хоккеем не интересовалась. Для меня в мужчине профессия не главное. У любого человека должна быть цель в жизни, стремление. У Бориса это было. Я, например, сразу обратила внимание, как он относился к родителям. Где бы ни находился, всегда позвонит, поинтересуется, как и что. Иными словами, я чувствовала, что семья для него — святое. Ну и поняла, что он – часть моей жизни. Когда с Борисом мы начали встречаться, я на его матчи ходила даже беременная. В чемпионском сезоне пропустила всего лишь две игры…
— Нашего малыша зовут Данила, на этом я настояла, — продолжает Наталья. – Он родился 28 апреля
Ребенка мы крестили в полтора месяца. Чтобы свой ангел-хранитель появился. Партнер Бориса по «Динамо» Михаил Иванов помогал, договаривался, чтобы его знакомый батюшка к нам домой приехал. Святой водой мальчика поливали, все, как полагается. Говорят, для детей это хорошая защита. Малыш-то у нас беспокойный был, часто плакал. Сейчас Данила кричит: «Буду кокеистом!», а по ночам просыпается, встает, будит меня и говорит: «Пошли папу искать…»
ВРАЧИ ПРЕДУПРЕЖДАЛИ
— В конце сезона-2000/01 Борис несколько раз травмировал родинку на внутренней стороне бедра, — рассказывает врач «Динамо»
По приезде Борис посетил онкодиспансер имени Герцена, где ему оперативным путем широко иссекли родинку. На следующий день пришли результаты биопсии, где были обнаружены злокачественные клетки меланомы. Женщина-врач с огромным опытом, которая, как она сама потом говорила, «на этих родинках собаку съела», по внешним признакам и подумать не могла, что родинка эта так опасна и заражена. Но после анализа врачи-онкологи поняли, что иссекли недостаточно. Они предложили Борису радикальную операцию с удалением лимфоузлов в паху. Я тоже настаивал на срочном хирургическом вмешательстве. Борис, будучи после аварии очень мнительным человеком, вместе с родными не хотел верить в роковой диагноз, решив обследоваться еще и у других опытных онкологов. Те посоветовали ему ехать на обследование в Америку, в уникальный центр, в котором будто бы возможно определить направление движения раковых клеток в организме.
После обследования в Америке Борис заехал ко мне в гости на базу «Динамо», хотя к тому времени перешел в ЦСКА. «Ничего там нет, только сказали существенно снизить нагрузки», — выпалил он. Потом он вынужден был уйти из хоккея и устроился к сестре в ресторан. Ребята ездили к нему на работу, смеялись, отдыхали, хотя и говорили потом, что Борис ушел в подполье, почти ни с кем не общается.
ЛЕЧЕНИЕ ЗА 60 ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ
— 28 октября
Вместе с Борисом за его жизнь до последнего боролись медики больницы при президенте РФ на Мичуринском проспекте во главе с профессором Геннадием Коноваловым. Оставалась надежда на уникальный аппарат по очистке плазмы крови, но и она, увы, улетучилась… Похоронили Бориса на Востряковском кладбище. Отдать дань памяти приезжали его друзья из «Динамо» и ЦСКА.
ЛЮБОПЫТНО
Борис Зеленко в Северной Америке играл за «Хэмптон Роадз Адмиралз». Вместе с ним там выступали Александр Харламов, с которым оба росли в одной детской команде ЦСКА
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Летом
ДОСЛОВНО
– Я пригласил Зеленко в клуб после того, как он вернулся из Америки, — вспоминает главный тренер «Динамо» Зинэтула Билялетдинов. – Позвонил его агент, и я согласился. Борис пришел, достойно заявил о себе, показав свои лучшие качества, и мы его оставили в команде. Он играл хорошо, самоотверженно. Не случайно стал с нами чемпионом в 2000 году.
АВАРИЯ
Летом