Пресс-центр
Олег Ореховский: Всегда хотел работать в родном клубе
Не так давно она сам был оплотом обороны бело-голубых, и имел на льду славу предельно жесткого бойца. А теперь займется подготовкой динамовских защитников. Олег Ореховский провел в «Динамо» практически всю свою игровую карьеру. И тренерский путь тоже начал в московском клубе. Но затем успел поработать наставником и в других командах КХЛ.
Однако нынешним летом все встало на свои места. Ореховский вошел в штаб Владимира Воробьева и начал готовить бело-голубых к сезону.
«ЗУБОВ МЕНЯ ПОНЯЛ И ОТПУСТИЛ»
— Очень рад вернуться в родной клуб, — улыбнулся Ореховский, с которым мы разговорились перед очередной тренировкой «Динамо» в СК «Борский», где москвичи готовятся к сезону. — Всегда хотел именно в «Динамо» работать. Никогда этого не скрывал.
— Но еще весной вы имели на руках действующий контракт с ХК Сочи. Как произошел переход в «Динамо»?
— Подписал новый договор с черноморским клубом и ушел в отпуск. И вдруг звонок из «Динамо»! Если честно, совсем недолго раздумывал. Поэтому получив предложение из Москвы сразу позвонил в Сочи. Мне пошли навстречу. Благодарен и руководству клуба, и главному тренеру Сергею Зубову. Контракт расторгли без взаимных претензий.
— То есть, решение приняли сразу и окончательно.
— Единственный нюанс был в том, что мы очень хорошо сработались с Зубовым. У нас было взаимопонимание. И вот перед ним было неудобно. Но Сергей меня понял и отпустил без вопросов.
— До «Сочи» вы успели поработать главным тренером в «Витязе». Ценная практика!
— Работа в «Витязе» — очень полезный опыт и важный этап в моей тренерской деятельности. Я ведь шел к работе в КХЛ постепенно. Завершив карьеру игрока, два года отработал в родном СДЮШОР имени А. И. Чернышева. И дальше по ступенькам — один сезон в МХЛ, затем в ВХЛ. А потом поступило предложение из «Витязя», там был два с половиной года помощником и потом еще два года главным тренером. Какие воспоминания остались от подмосковной команды? Был доволен проделанной в «Витязе» работой. Четко понимал, чего хотел и добивался этого. Да, досадные поражения тоже были. Но в целом по содержанию игра меня устраивала.
«В КАНАДЕ К ЗАЩИТНИКАМ ДРУГОЙ ПОДХОД»
— Судя по тренировкам, и в динамовском штабе работа у вас спорится.
— Так мы ведь не первый год знакомы! Весь тренерский штаб «Динамо» знаю по совместным играм за клуб. Было время, на льду сражались вместе. Поэтому и сейчас у нас есть и доверие, и взаимопонимание.
— Новый гендиректор клуба Валерий Шанцев, рассуждая о тренерском штабе, четко распределил в нем роли. Вы, получается, в первую очередь отвечаете за оборону. Что скажете о динамовских защитниках?
— Исполнительское мастерство у ребят на высоком уровне. В основном все опытные. Хотя есть и несколько перспективных молодых игроков…
— Понятно, что Никулин и Хиетанен — опытные. А взять, к примеру, Миронова? Андрею только на днях исполнилось 24 года. Но за его плечами и битвы за сборную на чемпионате мира, и НХЛ. Он уже опытный или еще перспективный?
— Однозначно — опытный. Ведь Андрей брал Кубок Гагарина! Тоже самое могу сказать и про Дмитрия Вишневского. Да взять даже Волкова. Пусть Артему всего 21 год, но он весь прошлый сезон отыграл в одной паре с Ильей Никулиным. Это уже о многом говорит. Опыт неоценимый.
— Несколько лет назад в «Динамо» функционировал школа защитников под вашим руководством. Хорошая задумка!
— Это было как раз в первые годы после завершения моей игровой карьеры. Я начал работать в СДЮШОР имени Чернышева. И вот тогда у Виталия Семеновича Давыдова возникла идея организовать школу защитников. Мне поручили ее возглавить. Всем эта идея понравилась, и мы ее неплохо реализовали. Но потом я перешел в МХЛ. А когда работаешь весь сезон с командой, на все остальное времени уже нет. Этому делу надо полностью отдаваться.
— А идея-то у Давыдова была правильная. Ведь именно добротные защитники у нас в сборной до сих пор — дефицит. Согласны?
— Считаю, что школы защитников нужны. Потому что в современном тренировочном процессе защитники менее активны, чем нападающие. Отработал в обороне и все. Требований в детской команде у тренера к ним меньше. Он больше за форвардами смотрит. А защитникам обязательно свой наставник нужен.
— Зачастую случается, что тренер мальчишку в защиту отправляет просто потому, что тот в нападении не слишком ярок.
— Могу привести очень простой пример на эту тему. В Канаде, когда дети заниматься хоккеем приходят, тех, кто лучше всех катается сразу ставят в оборону. А у нас все наоборот — в защитники идут те, кто хуже на коньках стоит.
«ФОРВАРДЫ СОПЕРНИКА МЕНЯ ХОРОШО ЗНАЛИ»
— Когда вы выходили на лед, хоккейные эксперты часто приводили вас в пример классического защитника-разрушителя. Как вам такая оценка?
— Я пожалуй, согласен. Хотя тут все от тренерского задания зависит. В моей карьере была пара сезонов, когда мне дозволялось подключаться к атакам. И результативность сразу возрастала. Но в целом действительно был больше сосредоточен на обороне.
— Билялетдинов руку приложил?
— Когда Зинэтула Хайдярович пришел работать в «Динамо», то сумел донести до меня, что в оборонительных действиях я лучше и полезнее. Постепенно я понял, что в работе разрушителя тоже креатив присутствует. И еще какой! Надо ведь разгадать действие соперника. Заранее комбинацию прочитать. Так что со временем я здорово полюбил это дело. И получал от него настоящее удовольствие.
— Нападающих из клубов-соперников перед матчами подробно изучали?
— Когда играешь не первый год, поневоле узнаешь у кого какие финты, манера катания… Да и меня форварды уже хорошо знали. А это тоже большой плюс.
— Знали и побаивались?
— Есть такая категория нападающих… Их один раз встретишь хорошо, они потом стараются через другой фланг в зону проходить. А есть — совсем другие. Человек после силового приема весь матч потом будет ждать момента, караулить тебя, чтобы «отмазаться». Мне, кстати, всегда нравились те, что с характером. К ним и уважения больше, и азарт сразу появляется. Вот, к примеру, с магнитогорцами, было время, мы в каждом матче рубились.
— А после игры отношения не выясняли?
— Жали руки друг другу. И никакого негатива! Хоккей — это хоккей. А жизнь — совсем другое дело.
«ЗА МЕЛЬНИЦУ СЕЙЧАС ЧАЩЕ ШТРАФУЮТ»
— Динамовские болельщики до сих пор ваши знаменитые «мельницы» вспоминают. А вы по ним не скучаете?
— Да я сейчас так уже не подсяду — колени не согнутся (смеется). Да вообще «мельница» сейчас редкостью стала — слишком уж часто за нее штрафуют. Чтобы прием чисто прошел, надо идеально все исполнить. А чуть промахнешься — судьи сразу трактуют, как удар в колено. А с такой формулировочкой можно и до конца матча в раздевалку уйти. Когда я играл, было проще. Но и сейчас есть ребята, кто этот прием любит. Вон Миронов недавно «мельницу» в игре применил. Так что наследники в «Динамо» имеются!
— Вы ведь и сами начали профессиональную карьеру в «Динамо» в 16 лет. Не сложно было против мужиков?
— Да мне в том сезоне уже в ноябре 17 исполнилось. Физически соперникам не уступал. Может опыта порой не хватало. Зато желания было хоть отбавляй. Старался. Ну и потом это был сезон 1994/95. Тогда молодым было проще в состав пробиться.
— Сейчас юные игроки могут потянуть уровень КХЛ в таком возрасте?
— Конкуренция сейчас выше. Надо быть Овечкиным, чтобы в 16 лет в основу пробиваться. Но все равно время от времени такие вундеркинды появляются.
— Вы трижды становились чемпионом страны в составе «Динамо». Какие золотые медали вам особенно дороги?
— В 2000-м и 2005-м. В «Динамо» тогда были очень серьезные коллективы. В 2000-м победа была, можно сказать, долгожданная. Как же долго мы к ней шли! До этого постоянно рубились с «Магниткой» в финалах и все время чуток уступали. Но все равно добились, чего хотели. Ну, а в 2005-м в НХЛ был локаут, много игроков из-за океана вернулось. Состав у нас тогда был будь здоров!
— После чемпионства «Динамо» в 2000 году у вас наверняка была масса предложений из других клубов. Почему оставались в Москве?
— Потому что считал себя динамовцем и не видел смысла что-то менять.
— Современные игроки вам на это наверняка скажут, что главное — сумма в контракте.
— У каждого времени свои нюансы. Тогда все немного по-другому было.
«БАЛЛОНЫ КРИКУНОВА ПОМОГЛИ»
— Но зарплаты у игроков нашей лиги начали расти как раз в те годы. И не секрет, что в Казани и Омске в 2001-м платили больше, чем в Москве. Долго «Авангард» за вас боролся?
— Вот как раз в 2000-м получил первое предложение из Омска. Пошел к руководству «Динамо», так, мол и так. Той зарплаты, которую мне «Авангард» предложил, не требовал. Понимал, что не дадут. Но попросил прибавки. Клуб пошел мне навстречу, поэтому и остался.
— И все же через четыре года омичи вас уговорили.
— «Авангард» каждый год звал, и в 2004-м я подписал с ними контракт. Сумма имела значение. Но был еще один фактор – хотелось поработать с Иваном Глинкой. Увы, ехал к нему, а приехал уже к Сергею Герсонскому. Но особо не пожалел — стал чемпионом и в том сезоне. А в следующем все равно вернулся в «Динамо» и завоевал еще одно золото.
— Кстати, разгромив расставшийся с вами «Авангард» в полуфинале со счетом 11:0! Помните тот матч?
— Так мы же в первом поединке серии уступили по буллитам. Поэтому настрой был просто сумасшедший. Уже к концу первого периода вели 6:0. Любая атака на ворота соперника заканчивалась голом. И «Авангарду» после такого начала уже было трудно собраться. Валерий Белоусов Ягра и Сушинского с половины матча в раздевалку отправил. У нас тогда сильная команда была. Павел Дацюк за нас играл. Уникальный хоккеист! Ну и Владимир Крикунов неплохо команду подготовил.
— Вы лично как к его знаменитым баллонам относитесь? Не все такие тяжелые тренировки любят!
— К нагрузкам всегда относился спокойно. Никогда не «скрипел», что слишком тяжело.
— Ну, а сами-то, став главным тренером, баллоны хоть раз применяли на тренировках?
— Один раз было. Конечно не в том объеме, как Владимир Васильевич (улыбается). Но вообще считаю, что это полезная работа.
— Что дают такие тренировки хоккеисту?
— Скоростно-силовую подготовку. Я ведь до Крикунова баллоны никогда не таскал. А тут поработали мы с ними в перерыве. И вот играем против Омска. Бегу в атаку с шайбой. А сзади меня Ягр «на вилы» взял. Яромир-то килограмм 100 по любому весит. И вот висит он сзади на мне. А я бегу и его за собой тащу, словно и не заметил. Вот вам и баллоны.
«ЗАБУДЬ, ЧТО ТЫ БЫЛ ИГРОКОМ!»
— Почему в 2008-м решили завершить карьеру? Хотя имели реальное предложение от «Сибири».
— Последствия травмы не давали играть в полную силу. Мне сделали операцию после сложного перелома ноги. И, как оказалось, неудачно. Пока просто по земле ходил, все было идеально. А одел коньки — нога подворачивается. Из-за этого сильно воспалялось сухожилие, и правая нога не работала, как надо. Не сдавался, потом еще два сезона пытался выйти на свой уровень. Но когда понял, что это невозможно, решил заканчивать.
— Наверное, навсегда запомнили момент, который сократил вам карьеру?
— Играли с ХК МВД. Денис Казионов принял шайбу возле борта. Я хотел силовой прием применить. В последний момент он меня увидел и… на колени упал! Получилось, что нога под соперника зашла, а сам через него перелетел. Вот так ногу и сломал. Помните, мы в начале разговора рассуждали, что соперники бывают с характером и без. Не ожидал, что Денис заранее упадет.
— После завершения карьеры игрока вы не стали брать тайм-аут, а сразу пошли работать тренером. Неужели нисколько не устали от хоккея?
— Еще будучи игроком, хотел стать тренером. Так чего тянуть? Хотел работать в КХЛ и шел к этой цели шаг за шагом. Помню, как Юрий Георгиевич Очнев мне сказал, когда я пришел работать в школу: «Теперь забудь, что ты был игроком!». Сперва не понял — ну как же это можно забыть? Но позже — переварил.
— А действительно разве это возможно — забыть?
— В тренировочном процессе — даже нужно. Хотя на лед меня до сих пор тянет. Все-таки с девяти лет в хоккее.
«ОБА СЫНА ИГРАЮТ В ХОККЕЙ»
— Семья не против, что вы большую часть времени отдаете любимому делу?
— У меня два пацана растут, и они оба тоже занимаются хоккеем. Олегу 15 лет, Сашке — девять. Так что у нас хоккей — семейный вид спорта.
— Пятнадцать — уже приличный возраст для игрока. Можно говорить о перспективах…
— Олег играет, естественно, на позиции защитника. А от прогнозов воздержусь. Пусть работает. Когда сын пошел в хоккейную школу, сразу ему сказал: «У тебя есть тренер, слушайся его».
— Увы, далеко не все родители юных хоккеистов это понимают!
— Так я сам через это прошел, когда в спортшколе работал.
— Как ваша жена себя чувствует в семье с тремя хоккеистами?
— Юля у меня дизайнер по интерьеру и вообще очень креативный человек. Конечно, ей тоже хочется реализовать свой потенциал. Вот сейчас дети подросли, уже сами на тренировки ездят. Я вернулся в Москву, работаю в «Динамо». Возможно, возобновит свою творческую деятельность. А так у нас все прекрасно.