Пресс-центр
Номер 11. Александр Мальцев
"Только Мальцев! Только "Динамо"!". Этот лозунг не утратил свежести, даже перекочевав из советских времён в российские.
Ирония судьбы: игрок, чья "десятка" на спине стала символом наших многочисленных побед на чемпионатах мира и Олимпиадах, никогда не играл под десятым номером в своём клубе. В "Динамо" он был либо 11-м (на протяжении большей части карьеры), либо девятым (в сезоне 1967/68).
Один из лучших форвардов мирового хоккея в своей жизни выиграл немало наград. Довелось ему побывать и олимпийским чемпионом, и победителем чемпионатов мира и Европы. Вот только золото советского первенства попробовать на вкус динамовцу не удалось – слишком уж сильны были в то время армейцы, никому не уступавшие верхней ступени пьедестала. Впрочем, 529 сыгранных матчей и 329 голов говорят сами за себя. Всей своей карьерой и жизнью он опровергал пословицу о том, что один в поле не воин.
Маленький Саша Мальцев появился на свет в Кирово-Чепецке 20 апреля 1949 года. Его отец Николай Михайлович работал слесарем, мать Анастасия Степановна была домохозяйкой, и в целом детство Александра, пятого из семи детей в семье, мало отличалось от детства миллионов других советских мальчишек. Двор, футбольное поле, хоккейная коробка, детско-юношеская спортшкола – через это проходили многие, однако Саше удалось забраться выше по ступеням спортивной лестницы.
Первым юное дарование заметил наставник воскресенского "Химика" и молодёжной сборной Николай Эпштейн, долго державший свою находку в секрете и даже тайно свозивший Мальцева в турне по Швеции. Именно там 17-летний Мальцев провёл первые в своей жизни международные матчи. Однако не спали и московские функционеры, в частности Виктор Тихонов, который оценил мастерство парня на турнире класса "Б" в Оренбургской области. "В первой игре он разочаровал, — вспоминал Тихонов. — Подхожу: "Как же так, Саша?" — "А вы на финал останетесь? — переспросил Мальцев. – Вот там всё увидите". И действительно, Александр сыграл блестяще, шесть или семь шайб забросил. Занимались мы в Лужниках на катке "Кристалл", и на первой же тренировке Мальцев сразил всех невероятной техникой, скоростью".
В начале 1969 года на юниорском чемпионате Европы в немецком Гармиш-Партенкирхене Мальцев вместе со сборной СССР завоевал свой первый серьёзный титул. Причём не только примерил на себя медаль чемпиона, но и стал лучшим бомбардиром соревнований, забросив 13 шайб. "Второй Бобров" – говорили о нём специалисты, поражаясь его феноменальной результативности. Даже сам знаменитый Джон Ахерн, президент Международной лиги хоккея на льду, после завершения турнира отметил талант молодого форварда. Невероятно, но через много лет ничего не знавший об этом прозвище Всеволод Михайлович скажет: "Я люблю его потому, что вижу в нём что-то от своей молодости, от самого себя…".
Александр Николаевич был истинным виртуозом игры. Его выделяли не только филигранная техника и мастерское владение шайбой, но и редкое умение быть лидером, брать игру на себя, переламывать ситуацию в самые тяжёлые моменты. К тому же невероятная скорость Мальцева позволяла ему "щёлкать" защитников как орехи, а скрытый бросок с кистей заставал любого вратаря врасплох. "Обладая огромной скоростью, динамовец умел обыгрывать любого защитника, самого опытного, самого ловкого и жёсткого. "Нельзя верить ни одному движению Мальцева — обманет", — жаловался знаменитый финский голкипер Йорма Валтонен.
Он побил немало рекордов за время своих выступлений – 319 (!) матчей, 211 (!!!) голов за сборную. Ни до, ни после ни одному советскому игроку не удавалось превзойти его достижения. К тому же есть у него и другой уникальный рекорд: пять раз он попадал в символическую сборную чемпионата мира как правый (в 1970, 1971, 1978 годах) и центральный (в 1972 и 1981 годах) нападающий. Ну а его третий рекорд и вовсе поражает любого человека, хотя бы отчасти знакомого с хоккеем. В составе главной команды страны великий динамовец выступал в 68 (!) разных тройках на всех трёх позициях – справа, слева и в центре. Не будь этого человека в сборной, кто знает, была бы столь непобедима "красная машина". Бывалые болельщики часто говорили, что сборная Союза – это наполовину ЦСКА, наполовину Мальцев. Недаром этот хоккеист завоевал с командой два олимпийских золота, девять титулов чемпиона мира, восемь главных наград чемпионата Европы.
Он начинал играть в звене с героями минувших дней Владимиром Викуловым и Анатолием Мотовиловым, а заканчивал со звёздами новой российской истории — Вячеславом Быковым и Андреем Хомутовым. Перечислять всех его партнёров – всё равно что вспоминать весь цвет советского хоккея. Были в их числе и Харламов, и Фирсов, и Михайлов, и Старшинов. "Именно потому и считаю себя счастливым, что со многими прекрасными мастерами поиграл", — радовался такому разнообразию наш герой. Общий язык благодаря своей природной доброжелательности он находил со всеми
"Да с ним выпусти любого, кто хоть как-то на коньках стоять может да клюшку держать, — и он забивать станет. Такие пасы Саша выдаёт, что промахнуться невозможно", — говорил о своём партнёре Николай Дроздецкий. Было это уже в то время, как Мальцев из снайперов перешёл в разряд ассистентов, где также снискал лавры лучшего специалиста. Сколько проблем доставлял он защитникам своими блестящими передачами – нейтрализовать диспетчера не могли даже лучшие из оборонцев, что в сборной, что на клубном уровне.
Закат карьеры Мальцева начался в 1981 году, когда погиб один из его лучших друзей – Валерий Харламов. Психологическая травма от потери товарища наложила свой отпечаток, а блистательная победа на Кубке Канады не оставила стимулов в хоккее. Выигрывать стало больше нечего – до Кубка Стэнли было не добраться, родной чемпионат оккупировала "красная армия", а на международном уровне победы уже приелись. Прощальный матч Мальцева состоялся в конце 1984 года, когда сборная СССР одолела команду Европы со счётом 7:3. В сезоне-1989/90 были ещё 13 игр за венгерский "Уйпешт" (8+12 очков), победа в Кубке Венгрии, но по сравнению с предыдущими успехами это большого значения не имеет.
Многие факты из биографии Мальцева вызывают подлинное восхищение. К примеру, талантливым спортсменом его считали не только в хоккее. Сам Константин Бесков считал его выдающимся футболистом, да и на баскетбольной площадке и теннисном корте Александр Николаевич не терялся. Ну а о "вневременной" гениальности Мальцева говорил и его первооткрыватель Николай Эпштейн: "Саша и сейчас был бы неплох в чемпионате России. Мысль, понимание игры — всё при нём осталось, а эти качества никакая скорость не заменит. Но я Сашу не только за это ценю. Он как был честным, искренним парнем, так и до сих пор такой. Годы его не меняют".
В 1999 году Мальцева избрали в Зал славы ИИХФ вместе с Борисом Майоровым. А 10 лет спустя, 30 октября 2009 года, Центральный банк России объявил о выпуске в обращение памятной серебряной монеты номиналом в два рубля из серии "Выдающиеся спортсмены России" с изображением Александра Николаевича. Для новейшей истории России эта монета стала первой, на которой был помещён портрет ныне живущего человека.