Пресс-центр
Кузнецы славы: Зинэтула Билялетдинов
Скажу по правде, писать о Зинэтуле Хайдаровиче вашему покорному слуге выпало отнюдь не по жребию. Если бы потребовалось, я бы зубами вырвал это право у коллег по журналистскому цеху, сославшись на национальные причины и свой татарский менталитет. Но мне его, к счастью, отдали без боя. Энтузиазм вполне объясним — уж очень большая честь рассказывать историю великого российского тренера, который всегда был моим кумиром. В отличие от многих других «кузнецов», Билялетдинова мне довелось увидеть собственными глазами. Не в качестве игрока, конечно (возрастом не вышел), а уже как маститого наставника, многократного чемпиона России, командира клуба, переживавшего весьма непростой период. Это было в декабре прошлого года, когда «барсы» не попадали даже в первую десятку турнирной таблицы и в матче с московским «Динамо» не сумели удержать победный счёт, уступив 2:4.
У Зинэтулы Хайдаровича на пресс-конференции было спокойное и напряжённое лицо, на вопросы он отвечал холодно и сдержанно, совершенно не замечая порой довольно едких выпадов журналистов. Разве могли мы, смертные представители пишущей братии, знать или даже просто предполагать, что команда этого мастера, вопреки всему, вновь станет чемпионом страны? Конечно, нет. А вот догадывался ли об этом сам Зинэтула Хайдарович – большой вопрос. Мне кажется, догадывался. Иначе как объяснить тот блеск в глазах и почти детскую улыбку, с которой он закончил наше общение? В этом весь Билялетдинов-тренер – тонкий психолог, профессор удержания счёта, мастер игр на выбывание, инженер хоккейных душ. Но в серии «Кузнецы славы» мы решили не делать акцент на тренерских достижениях своих героев – ведь славу на Олимпиадах они ковали как игроки. А потому и рассказ наш в первую очередь пойдёт не о великом и ужасном наставнике «Ак Барса», а о молодом и неуступчивом динамовском защитнике.
Зинэтула Хайдарович родился 13 марта 1955 года в татарской семье Хайдара и Няйми Билялетдиновых, родовые корни которых происходили из нижегородской земли, деревни Пица Сергачского района. Так вышло, что родители Зинэтулы были из одной деревни, но познакомились лишь после переезда в Москву. Уже с трёхлетнего возраста мальчика летом отправляли подальше от шума столицы – в родную деревню, к бабушке. Там он приобщился к природе и незатейливым деревенским радостям – купанию в пруду, прогулкам по лесу, дворовому футболу. Наш герой рос очень спортивным ребёнком – школа и переезды родителей не были помехой для его игр в футбол, волейбол, баскетбол. Ну а зимой, когда спортивную площадку рядом с его домом превращали в настоящий каток, естественно, он вместе с друзьями брал в руки клюшку и гонял шайбу по свежему льду.
Когда экс-футболист киевского «Динамо» Аркадий Николаевич Ларионов создал дворовую команду, Зинэтула записался в неё одним из первых. Мальчишки к тому времени уже умели многое – не только играть в хоккей, но и ухаживать за собственной коробкой, заливать лёд, приводить его в пригодное состояние. А Ларионов любил возиться с ребятами, тренировал их, даже дефицитную в то время форму умудрялся доставать. Именно он, первый тренер, привил Билялетдинову любовь к хоккею и всему, что с ним связано. К счастью, талантом Зинэтула обделён не был – он постоянно играл со старшими мальчишками. Правда, ставили его всё больше на ворота, но и на этой позиции хоккеист получал неоценимый опыт, который, по его собственным словам, очень пригодился ему в дальнейшем.
Старшие ребята брали его с собой на соревнования, а потому парень уже в весьма юном возрасте познал вкус настоящей хоккейной борьбы и первых побед – на первенстве района он стал чемпионом, на московском турнире «Золотая шайба» получил бронзу. Рано или поздно талантливого игрока должны были заметить в серьёзном клубе, и это случилось рано. На районном турнире 1967 года Билялетдинов приглянулся наставникам юношеского «Динамо» Станиславу Петухову и Александру Квасникову. Ещё бы, в свои 12 лет юный форвард великолепно катался и укладывал шайбы в ворота в одно касание. Но скромность, которая осталась характерной чертой Зинэтулы Хайдаровича и поныне, помешала ему попасть в «Динамо» с первой попытки. Он пришёл на тренировку, посмотрел на сверстников, смутился и… отправился домой, так и не выйдя на лёд. Вот так неожиданно мир мог потерять великолепного хоккеиста и тренера, если бы обладавший отменной памятью Петухов не запомнил мальчишку и не привёл его в команду через год.
На «цивилизованную» (в смысле – не дикую, дворовую) хоккейную тропу Билялетдинов вступил довольно поздно – в 15 лет, но это не помешало ему уже через два года, набравшись опыта, выступать за команду мастеров. Правда, перспективным форвардом он всё-таки не считался. Слишком уж много было тогда замечательных игроков в «Динамо», слишком высок был уровень советского хоккея. Но кое в чём Зинэтула Хайдарович заметно опережал всех своих сверстников – в желании совершенствоваться. Он долго и кропотливо работал на тренировках, до последнего бился в каждой игре, тяжело переживал неудачи, и после каждой из них заставлял себя трудиться ещё больше. Тренеры просто диву давались, насколько беззаветно и страстно любит хоккей их подопечный, в то время как его партнёры часто ленились, полагаясь на свой пресловутый талант.
Когда же Петухов (да, это был поистине великий детский тренер!) разглядел в парне задатки классного защитника, всё встало на свои места. В 1972 году сразу несколько игроков обороны из команды мастеров получили травмы, и Зинэтула впервые в официальных матчах попробовал себя в новой роли. К тому моменту он уже освоил весьма специфичные навыки игры в защите: катание спиной вперёд, ловлю шайбы на себя, жёсткие силовые приёмы. И использовал всё это наш герой мастерски! "Зинэтула сразу же привлёк к себе внимание, выгодно отличался от сверстников хорошим катанием, спортивной злостью, неуступчивостью в борьбе", — вспоминал Петухов.
Впрочем, Билялетдинову действительно очень повезло с наставниками. После Петухова были два других гения – Аркадий Чернышёв и Виталий Давыдов. Первый научил его входить в любые тактические схемы и то становиться инструментом в руках опытного дирижёра-тренера, то импровизировать не хуже джазовых музыкантов. У Чернышёва наш герой научился и пониманию игровой психологии, общению с товарищами по команде, правильному настрою на самые главные матчи. Давыдов же, сам легендарный защитник, дал Билялетдинову знания куда более специфичные. Зинэтула учился правильно выбирать позицию, верно определять дистанцию до ведущего шайбу соперника и проводить силовые приёмы точно в тело, почти никогда не промахиваясь мимо цели.
"Мне повезло и на тренеров, и на партнеров. Давыдов закончил играть тогда, когда я пришел в «Динамо». И каждый день в течение года он занимался со мной, учил тому, что я мог узнать только у Давыдова. Настойчивости и целеустремленности Титова я обязан тем, что поступил в институт, не переносил сроки сдачи экзаменов и зачетов. Мои постоянные партнеры – Филиппов, Орлов, Васильев – каждый по-своему что-то вложили в мое становление. Аркадий Иванович Чернышёв… Для каждого из нас он был больше чем просто тренер", — говорил сам Зинэтула Хайдарович.
Свой первый матч в чемпионате СССР наш герой помнит и поныне. Нет, не счёт и развитие событий (эти детали быстро выветриваются из головы), а атмосферу праздника и невероятного нервного напряжения. Динамовцы тогда играли против ленинградского СКА, трибуны в Северной столице были заполнены до отказа, свет бил в лицо, а Билялетдинов впервые в жизни выходил на профессиональный (если не придираться к терминам) лёд. Этому клубу ещё игроком Зинэтула Хайдарович посвятил 15 лет жизни, стал одним из его лидеров. Его филигранные передачи, великолепное катание и силовые приёмы полюбились всем болельщикам бело-голубых. В национальном чемпионате он провёл 588 матчей и забросил 63 шайбы. Семь раз Билялетдинов вместе с «Динамо» становился серебряным призёром первенства страны, шесть раз получал бронзу. В 1976 году его команда выиграла Кубок СССР, а три года спустя уступила в финале. Единственной непокорённой клубной вершиной для Зинэтулы Хайдаровича стали золотые награды советского первенства, каждый раз ускользавшие от «Динамо».
То, чего наш герой не получил в клубе, в полной мере досталось ему в сборной. Уже первый чемпионат мира в 1978 году принёс Билялетдинову золото – советская дружина вырвала его после двух лет гегемонии чехов. Хоккеиста тогда охватила невероятная радость, а победы всё продолжали сыпаться как из рога изобилия. Ещё пять раз Зинэтула становился чемпионом мира, семь раз получил золотые медали первенства Европы, выиграл и Олимпиаду в Сараево. Олимпийским чемпионом он мог стать и на четыре года раньше, но на пути «красной машины» тогда встали американцы со своим «чудом на льду».
Особо стоит отметить, что Билялетдинов трижды принимал участие в, пожалуй, самых престижных международных турнирах того времени – Кубках Канады. В 1976, 1981, и 1984 годах защитнику противостояли лучшие профи мира из Канады, США и ряда европейских стран. И, несмотря на то что Кубки проводились по заокеанским правилам и на заокеанских площадках, сборная СССР сумела взять в тот период золото и две бронзы.
В сборной партнёрами Зинэтулы Хайдаровича были великие игроки — Вячеслав Фетисов, Владимир Лутченко, Василий Первухин. С последним они умели великолепно взаимодействовать, сочетая в связке элегантную технику и нацеленность на атаку (Первухин) и чёткие оборонительные действия вкупе с силовой борьбой (Билялетдинов).
Звания и регалии, которые получал наш герой, не мешали ему учиться и совершенствоваться. В 1982 году он окончил факультет физического воспитания Московского областного педагогического института, а свой тактический арсенал Билялетдинов регулярно пополнял на тренировках, с 28 лет записывая в дневник все новые приёмы своих тренеров. Были в его карьере наставника и период в НХЛ, где Зинэтула Хайдарович познавал азы североамериканского хоккея, и полгода в Швейцарии, и Кубок мира у руля национальной сборной. Но прославили его, конечно, победы в четырёх чемпионатах России, которых он добился вместе с родным московским «Динамо» и командой-легендой нового времени – «Ак Барсом». Однако эта история достойна отдельной статьи (и даже не одной), и мы в своё время её обязательно напишем.
"Не могу оценивать свою работу, хотя приводил команды и к золотым медалям, и к серебряным, играл в финалах Евролиги. У меня нет ощущения, что все могу, что мне все по силам. Порой кажется, что ничего не умею, все как в первый раз, — хочется чему-то учиться, что-то менять. Тренер постоянно должен работать над собой", — сказал Билялетдинов в интервью лет пять назад. Похоже, скромности в этом потрясающем человеке с годами не убавилось. А нам остаётся только догадываться, какого уровня совершенства достигнет он ещё через пять лет.
«Чемпионат.ру» желает Зинэтуле Хайдаровичу отменного здоровья, счастья и новых, ещё более ошеломительных успехов на тренерском поприще.