Пресс-центр
Кузнецы славы: Сергей Светлов
В серии «Кузнецы славы» мы уже не раз пели оды великолепной пензенской хоккейной школе, давшей миру целую плеяду олимпийских и мировых чемпионов, среди которых были Юрий Моисеев, Василий Первухин, Сергей Яшин, Александр Герасимов, Александр Кожевников, имя им – легион… Одним из самых выдающихся воспитанников этого города был Сергей Светлов, имя которого золотыми (а ещё серебряными и бронзовыми) буквами вписано в историю московского «Динамо» и сборной СССР.
Легендарная «динамовская» пятёрка национальной дружины, в которую входили Светлов, Семёнов, Яшин, Первухин и Билялетдинов, давала бой любому сопернику, хоть ЦСКА, хоть канадцам. «Это наше всё» – говорят о таких болельщики, и лучше об этих людях уже не скажешь.
Наш герой начал своё восхождение к вершинам мирового хоккея в Пензенской областной специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва под руководством тренера В.В. Бармина, и довольно скоро его прекрасную скорость и необычную технику заметили в пензенском «Дизелисте», выступавшем тогда в первой лиге. Правда, в стане этого коллектива Светлов находился недолго – лишь в сезоне 1977/78, после чего его пригласили в московское «Динамо». Наставникам этого клуба понравилась игра молодого парня на IV Всесоюзной зимней Спартакиаде народов СССР, где его дружина – сборная города Пензы — стала серебряным призёром. Эксперты в советской прессе отмечали, что Светлов имеет высокую скорость катание и использует это преимущество в интересах команды. Имя нашего героя в один миг стало известно в офисах многих влиятельных клубов, но бело-голубые добрались до него первыми.
Сергей сразу влился в динамовский коллектив, став одним из его лидеров. В те годы конкуренция с ЦСКА в чемпионате была практически невозможна, однако серебряных и бронзовых медалей у хоккеиста накопилось вдоволь. Он защищал цвета клуба с 1978 по 1989 годы, проведя в составе команды 375 матчей и забив 134 гола. Игрок становился призёром советских первенств в 1979, 1980-1983 и 1985-1988 годах, а в сборную впервые попал на чемпионате мира-1985. Стать чемпионом «с наскока» молодому парню не удалось – «красная машина» была на том турнире лишь третьей. Зато уже в следующем году мировое первенство для него завершилось триумфом. В 1987 году коллекция медалей Сергея пополнилась европейским золотом и серебряной медалью ЧМ. А в следующем сезоне Светлов стал финалистом розыгрыша Кубка Канады и чемпионом зимних Олимпийских игр в Калгари. За эти спортивные достижения ему было присвоено звание заслуженного мастера спорта СССР и вручён орден «Знак почёта».
"Наверное, наград могло бы быть и больше, — подчёркивал чемпион. - Но каждая медаль мне дорога, поскольку заработана потом и кровью. В советские времена само попадание в состав сборной СССР на чемпионат мира уже было достижением. К сожалению, наша ударная динамовская тройка Светлов – Семенов – Яшин в сборной редко выступала в оптимальном составе. То Толя, то Серега пропускали турниры из-за травм".
В Советском Союзе Сергей был настоящей звездой, его ценили за отточенное мастерство паса, блестящий бросок и гладкую технику, но самым главным его качеством всегда оставалась скорость, причём, не только катания, но и мысли. Вратари соперника ещё не успевали понять, что Светлов идёт на бросок, как шайба уже оказывалась в сетке. Но титулы, которые мог получить советский хоккеист, исчерпывались чемпионатом страны, мира и Олимпийскими играми. Главным вызовом для каждого игрока из СССР в 90-х был, конечно же, Кубок Стэнли. Его и собирался завоевать ещё молодой 29-летний Светлов в 1990-м, чуть ранее выиграв свой первый титул с «Динамо». Однако, к сожалению, попасть в Национальную лигу не получилось – травмы, преследовавшие игрока, не позволили ему показывать свой лучший хоккей.
"После победы на Олимпиаде в 1988 году меня стали просто преследовать травмы, — вспоминал наш герой. — А мне, честно говоря, в конце 80-х очень хотелось попробовать свои силы в НХЛ. Тем более что был задрафтован «Нью-Джерси Дэвилз». Вообще мне всегда нравились маленькие канадские площадки. Но когда я ко всем своим ушибам и переломам получил еще и серьезное сотрясение мозга, то понял, что моей мечте не дано осуществиться".
Сам хоккеист отмечал, что тогда в НХЛ играли особенно жестко, тем более у бортов, и рисковать здоровьем он не стал. "В то время опытных игроков уже без больших проблем отпускали в европейские клубы. А тут случилась такая оказия… Когда московское «Динамо» выступало в Германии, с нами работала переводчица. Оказалось, что у нее муж хоккеист. Вот он и предложил мне поиграть за клуб второго дивизиона «Ратинген». Потренировавшись с командой, я понял, что на таком уровне могу играть долго", — отмечал игрок. Отъезд в Европу, тем не менее, вызвал удивление одноклубников. По мнению специалистов, Сергей имел все основания предложить себя более престижным лигам.
После «Ратингена» был клуб «Герне», переживавший в то время весьма сложный период: у команды за сезон сменились три тренера. После очередной отставки руководство клуба предложила 35-летнему ещё играющему Светлову стать тренером. Отказываться от предложения тот не стал. "Сначала думал вернуться на родину, после того как закончится контракт. Но в России наступил хаос, беспредел, культ насилия. И я рад, что все смутные 90-е моя супруга и дочка Кристина провели в спокойной и благополучной Европе. С житейской, бытовой точки зрения я только выиграл", — убеждён Сергей Александрович.
В Россию он вернулся уже опытным наставником в новом веке, чтобы занять место помощника своего старого знакомого — Петра Ильича Воробьёва в тольяттинской «Ладе». "Сначала думал вернуться в московское «Динамо», где прошли лучшие годы. Но там предлагали разве что работу детского тренера в школе. А тогда и зарплаты в школе были маленькими, да и на Западе я работал только в профессиональных командах", — объяснял своё решение Светлов. По его словам, согласие он дал без раздумий.
"Вообще, считаю, что Воробьев – лучший в нашей стране специалист по работе с молодыми, перспективными игроками. У него есть своя оригинальная методика, свой подход. Рядом с ним интересно и тренерам, и игрокам. Он умеет зажигать звезды и ставить игру", — говорит наш герой, которому пришлось возглавить «автозаводцев» после ухода Петра Ильича. «Лада» к тому моменту была уже на последнем издыхании. Финансовые проблемы, копившиеся годами, развалили тольяттинскую команду – игрокам и тренерам не платили, стадион находился в полуразрушенном состоянии, а спонсоры оставляли клуб один за другим. Помочь волжской дружине не смог и Светлов – в следующем сезоне она будет играть только в Высшей лиге.
Наш герой был, конечно, расстроен таким положением дел, но своего жизненного оптимизма не потерял. Сейчас он время от времени видится со своим другом Зинэтулой Билялетдиновым, созванивается с бывшим партнёром по тройке Анатолием Семёновым и много времени посвящает семье. Надеемся, его главные тренерские свершение пока ещё впереди…