Пресс-центр
Кузнецы славы: Николай Борщевский
"Лучше трудовое серебро, чем золото, завоеванное усилиями других…" Эти слова Николая Борщевского лучше всего говорят о том, что за человек нынешний тренер «Атланта». Бескомпромиссный, честный перед собой и другими, он не раз на площадке доказывал, что стал олимпийским чемпионом не за красивые глаза.
Таких называют «спартаковцами по духу». Хоккей он постигал в «Динамо», но именно в стане красно-белых раскрылся во всей красе. Тройка Прохоров – Болдин – Борщевский в начале 90-х наводила ужас на соперников. Каждый из этого великолепного три был уникальным хоккеистом, а вместе они составляли сжатый кулак, крушивший любую оборону. Прохоров играл страстно, «сердце – пламенный мотор» это как раз о нём. Болдин, напротив, был умён и расчётлив – его пасы всегда были остроумными, а броски – хитрыми. Ну а Борщевский отличался своей скоростью – его ноги и мысли двигались в одном темпе. Мало найдётся в современной России хоккеистов, умеющих двигаться так быстро и принимать решения столь уверенно.
После ухода ряда звёзд из ЦСКА именно спартаковская тройка должна была стать «золотой», но не сложилось. «Динамо», которое буквально за пару лет до этого оставил игрок, дважды завоевало чемпионский титул – сказалось мастерство нового тренера Владимира Юрзинова. А вот красно-белые сумели завоевать лишь серебро. Тем не менее, Борщевский уверяет, что доволен своей судьбой. "Я ни о чем не жалею", — говорит он. Да и правда, о чём тут жалеть…
Николай Константинович родился в Томске 12 января 1965 года. Результативный нападающий, поначалу игравший в минском «Динамо», приглянулся знаменитому тренеру Юрию Моисееву и очень скоро встал на защиту бело-голубых цветов уже в Москве. Ему Николай Константинович Борщевский — заслуженный мастер спорта, олимпийский чемпион Альбервиля-1992 (14 матчей,8 голов). Играл за «Динамо», Минск (1982/83), «Динамо», Москва (1983–1989), «Спартак» (1989–1992, 1994/95, 1996–1998), «Кёльнер Хайе» (1996).
пророчили по-настоящему звёздную карьеру — столь креативных, мыслящих и скоростных форвардов в нашем хоккее ценили всегда. "Я оказался самым юным в «Динамо». Даже просто тренироваться рядом с такими мастерами, как Мальцев, Васильев, для меня было счастьем. Многому я научился и у партнеров по тройке – у двух Владимиров: Голикова и Семенова", — вспоминает наш герой. Трудностей, неизбежных в сильной команде, он не боялся, всегда ломал стереотипы, раздвигал границы. К примеру, Моисеев не очень-то жаловал молодых ребят в команде, но Борщевского выпускал исправно. Тихонов брал спартаковцев и динамовцев в сборную крайне неохотно, но Николая ждал с распростёртыми объятьями. И таких примеров было немало…
После шести лет в «Динамо» хоккеист принял не просто смелое – волевое решение перейти в «Спартак». Заманили его, естественно, не деньгами – о сегодняшних миллионных контрактах игроки в советское время и слыхом не слыхивали. Просто парень пришёл к выводу, что истинным динамовцем у него стать не получится. "Со временем понял, что «Динамо» с его силовым стилем — не моя команда. Поэтому без оглядки на авторитеты принял приглашение «Спартака» под руководством Александра Якушева. Команды, проповедовавшей комбинационный хоккей", — говорит Борщевский.
Он не прогадал – «Спартак» раскрыл в нём все лучшие качества, позволил с уверенностью занять место в национальной команде. Яркий и эмоциональный форвард показывал невероятно красивый, даже в чём-то эксцентричный хоккей, будучи в жизни очень спокойным и уравновешенным человеком. Блестящая техника, умение обойти любого соперника, точные броски с любых позиций позволяли Борщевскому всерьёз претендовать на высокое звание Мастера. Взаимодействие с партнёрами было отлажено в совершенстве, любые расстояния преодолевались в считанные секунды. Что в «Спартаке», что в сборной пятёрка Борщевского могла в одиночку выиграть матч даже у очень сильного соперника. "Он играет на команду, а не на личную статистику", — с уважением замечали спартаковские болельщики.
Неудивительно, что великолепная спартаковская тройка отправилась на Олимпиаду в полном составе и не оставила там шанса соперникам. Звено Болдина стало вторым по результативности в команде (23 очка), а сам Борщевский разделил звание лучшего снайпера с трехкратным чемпионом Игр Андреем Хомутовым.
В 1992 году Борщевский был задрафтован клубом Национальной хоккейной лиги – «Торонто», решив продолжать свою карьеру именно там. В составе «Мэйпл Лифс» наш форвард не затерялся, в первом же сезоне набрав 74 очка в 78 матчах.
Впрочем, общая Четырежды серебряный (1985–87, 1991) и дважды (1988, 1992) бронзовый призер чемпионата СССР. В НХЛ провел 193 матча, набрал 136 очков (53+83), выступая за «Торонто» (1992–1995), «Калгари» (1994/95), «Даллас» (1995/96).
статистика его выступлений в «регулярке» и Кубке Стэнли впечатляет не меньше – 136 (53+83) очков в 193 матчах, гроссмейстерский показатель, не иначе. Интересно, что одним из партнёров Борщевского по «Торонто» был будущий наставник «Витязя» Майк Крушельницки. "Несмотря на хрупкое телосложение, Ник рекордно быстро приспособился к требованиям НХЛ, — отмечал он. — Наряду с Дугом Гилмором и Дэйвом Андрейчуком он был одним из лидеров команды. Мне он всегда нравился: хитрый, взрывной, а главное – нежадный. Как у вас говорят, с широкой русской душой".
Выступления в сильнейшей лиге мира пришлось прекратить после страшной травмы, полученной в одном из матчей. Случилось это на второй год пребывания Николая в Торонто. Соперник грубо толкнул хоккеиста на борт, и тот скорчился на льду от страшной боли. Оказавшийся рядом врач констатировал, что у хоккеиста разорвана селезёнка, он потерял много крови. Борщевскому сделали операцию и, к счастью, всё закончилось хорошо. Из клуба, правда, пришлось уйти, а в Калгари и Далласе задержаться не получилось. "Пережив такое, по-моему, уже бояться нечего", — с улыбкой говорит наш герой.
Свой последний сезон в большом хоккее олимпийский чемпион доигрывал в немецком клубе «Кёльнер Хайе», а, завершив игровую карьеру, занялся тренерской деятельностью. Он основал хоккейную школу в Торонто, затем некоторое время работал помощником тренера в ярославском «Локомотиве». После отставки мэтра Владимира Юрзинова стал наставником команды. Больших успехов с ярославцами он, правда, не добился, хотя и сумел вывести их из низов таблицы. Чемпионат «железнодорожники» завершили седьмыми, прошли первую стадию плей-офф, но в четвертьфинале были биты «Авангардом».
На данный момент Борщевский возглавляет мытищинский «Атлант», и хотя ему пока не удалось даже близко подобраться к заветному Кубку Гагарина, команде и тренеру прочат большое будущее. Пожелаем же им удачи, ведь за Николая Константиновича болеют не только в Мытищах, но и в родном Томске, городе, умеющем чтить своих чемпионов. Вот уже много лет там проводится детский турнир на приз Николая Борщевского – это ли не лучшее признание заслуг хоккеиста?