Пресс-центр
Кузнецы славы: Андрей Ломакин
Сегодня очень тяжело найти хоть какую-то информацию об этом хоккеисте. Да, безусловно, он не был звездой, как Крутов и Ларионов, в НХЛ играл, но добился меньшего, чем Фетисов или Фёдоров, однако результаты поиска, когда вводишь фамилию Ломакин в Google, напоминают пустынную степь с катающимся по ней перекати-поле. Одно интервью, какая-то совсем куцая (по форме, естественно) биография и огромное количество ссылок на каких-то тёзок и однофамильцев – актёров чего-то и в чём-то там подозреваемых. А ведь далеко не скучный был человек и в хоккей играл неплохо, пусть не звезда, но всё же. Ох и избирательны наши СМИ в своих героях, аж обидно.
Про Андрея Ломакина можно говорить, что он большую часть жизни играл в хоккей, но в нашем случае эта фраза наполнена печальным смыслом. Это не его карьера была экстраординарно долгой, а век оказался короток. Он умер в Детройте в 43 года после продолжительной болезни, где-то пишут, что это был рак, но какая, по сути, разница? Ушел из жизни отличный хоккеист и, судя по редким записям возрастных болельщиков, классный человек, с приветливой улыбкой на лице даже в самые трудные минуты.
Мягко сказано, что его семья была, как многие, подвержена хоккейной лихорадке. Ребёнок едва научился ходить, а отец уже вовсю ставил своё чадо на коньки. В 1966-м, в два года от роду, Андрей Ломакин оставляет первые царапины на льду, всё-таки порезы от двухгодовалого ребенка – преувеличение. В пять лет отдали в СДЮШОР, что примечательно, сделала это мама. Семья жила в Воскресенске, где главной командой был «Химик», и почти все известные игроки, вышедшие оттуда в то время, были знакомы Ломакину с младых ногтей. С Ларионовым играли на одной коробке во дворе и вместе с ним же смотрели, как загубил свою карьеру Лактионов, которому прочили всесоюзную известность. К слову, Ломакин тоже едва не завязал с хоккеем и именно благодаря Игорю Николаевичу вернулся на лёд.
В главную команду, провожавшую своими выступлениями Юрия Морозова, он попал в сезоне-1981/82. Его дебют и первая шайба потом будут вечными соседями с сочетанием «ирония судьбы», ведь и то, и другое случилось в играх со столичным «Динамо», стоит ли напоминать, что именно в этой команде позднее будет выступать Ломакин. Пришедший в «Химик» Васильев стал давать больше времени на площадке своему левому нападающему, и тот доверие тренера оправдал, правда, из «Динамо», куда попал после призыва, в Воскресенск уже не вернулся, а ведь Васильев ждал. В то же время нельзя сказать, чтобы болельщикам «Химика» Андрей ничего не оставил, уехав. Не без его участия были взяты бронзовые медали, кстати, подвинуться опять-таки попросили бело-голубых, а в том сезоне форвард набрал 23 очка.
Переход в «Динамо» открыл для Ломакина новые горизонты. На него стал обращать внимание главный тренер сборной страны, и одарённый нападающий едет в Калгари. В олимпийской сборной он попадает в звено к Черных, с которым вместе играли с детства и понимали друг друга превосходно. Уходит первая пятёрка ЦСКА, и в национальном первенстве становится проще дышать, что приносит динамовцам шанс взять золото в чемпионате. Вечно серебряно-бронзовые вместе с Ломакиным этим воспользовались, причём дважды. Андрей Вячеславович становится чемпионом СССР, а болельщики до сих пор восторгаются тройкой Ломакин – Жамнов – Семак.
На олимпийского чемпиона в 1991 году обращают внимание «лётчики» из Филадельфии, и Ломакин отправляется за океан. Проблемы с адаптацией миновали, проблемы вообще нет: в диковинный стиль «бей-беги» россиянин так и не смог вкатиться. Сначала всё шло отлично: классные партнёры Эклунд и Токкет, 30 очков в сезоне, но травма руки, смена тренера сами собой завершили карьеру игрока во «Флайерз». Переезд во Флориду получился удачным, так казалось сначала: 19+28 в сезоне-1993/94 выглядели очень оптимистично, но уже на следующий год показатели Ломакина сильно падают, а вместе с ними и интерес заокеанских клубов.
Из США Андрей уезжает в Швейцарию, где какое-то время довелось поработать дублёром у Вячеслава Быкова во «Фрибурге», но и там также надолго остаться не получилось. Последним пристанищем Ломакина-игрока стала Германия. Два сезона в Берлине, потом год в Дюссельдорфе, попадание в плей-офф, но в ту пору здоровье уже совсем стало оставлять нашего героя. "Из-за болей в шее и спине передвигаться было тяжело, не то что в хоккей играть", – вспоминал Ломакин. В 1997-м его карьера подошла к концу, но возвращаться в Россию после семилетнего отсутствия не было никакого желания, Ломакин выбирает Америку. Город Детройт, как сам игрок потом говорил, стал домом из-за климата, ничего хоккейного на этот выбор не повлияло.
Некоторое время он будет тренировать детей 11-12 лет и дивиться разнице в подготовке мальчишек в США и СССР, отдавая предпочтение советской школе. В Россию наведывался редко и не скрывал особенно, что за это время она стала ему практически чужим государством, а общаться с бывшими партнёрами получалось и без этого. Американский хоккей не нравился Ломакину-игроку и не пришёлся по душе Ломакину-зрителю: на матчи прославленной местной команды он выбирался редко, а из хоккеистов в основном выделял наших Овечкина да Дацюка, считая последнего вторым Сергеем Фёдоровым.
Андрею Ломакину было всего 43 года, когда его организм перестал сопротивляться страшной болезни. Говорят, хорошие люди уходят раньше, чем плохие, но зачем же они снова и снова подтверждают эти слова.