Пресс-центр
Кузнецы славы: Алексей Жамнов
Алексей Жамнов из тех, кому Кубок Стэнли не покорился, однако в 2006-ом году при выборе игроков в олимпийскую сборную это, казалось, не имело значения. Алексей считался одним из лучших центральных нападающих в истории отечественного хоккея, и его место в сборной не подлежало сомнению, потому как людей, умеющих лучше него делать последний пас на тот момент было немного…
Матч между «Бостоном» и «Тампой» на первый взгляд не таил никакой угрозы ни для российской сборной, ни для самого форварда «Брюинз». "Мой конек попал в расщелину между льдом и бортиком, — вспоминает игрок, — а я как раз так разворачивался, что на эту ногу и была нагрузка, плюс хоккеист «Лайтнинг» уже летел на меня и не мог остановиться". Тут стоит уточнить, что хоккеистом был соотечественник Евгений Артюхин, правда в том моменте его гражданство значения не имело, куда важнее было, что он весил за центнер и шел на приличной скорости. Двойной перелом лодыжки – вещь не самая приятная, но врачи сказали, что через десять недель о ней можно будет начать забывать. Стало ясно, что забывать о Турине можно было начинать незамедлительно, но предположить что этот перелом завершит карьеру 36-летнего игрока не мог никто. "Кость срастается очень плохо, – говорил Жамнов, – пластины вставлять нельзя, нагрузки не позволяют". А вскоре ему сообщат, что возвращение в хоккей будет грозить инвалидностью.
На площадку он попробует вернуться позже, и это станет неожиданным для многих. По завершении карьеры игрока Жамнов переехал в Россию и стал генменеджером «Витязя». Несколько сезонов ему довелось провести в «Филадельфии», команде, которая славилась своей любовью к жесткому, силовому или грязному, костоломному (тут каждый сам выберет) хоккею и это, видимо, зацепило нового руководителя. В интервью Жамнов даже не отрицал, что не против сделать из «витязей» жесткую команду, похожую на летчиков.
Когда задуманное осуществить удалось, нашелся и повод для возвращения самого менеджера на лед. После январского вечера хоккея в Чехове, когда «Авангард» и «Витязь» подарили болельщикам настоящий праздник, на чеховский клуб, как принято говорить, спустили всех собак. Жамнов, так уставший без игры, обещал «собственноклюшечно» убедить общественность в том, что его команда и в хоккей играет прилично. Провел несколько тренировок, но после консультации с врачами услышал уже знакомое: «Это оставит вас инвалидом». "Мне тяжело без хоккея, но оказаться в 40 на кресле-каталке не хочу," — именно этими словами Жамнов поставил жирную точку в своей блестящей и так печально закончившейся карьере хоккеиста.
А начиналась она отлично: дебют в «Динамо» в 89-м, на следующий год первая шайба за бело-голубых, золотые медали национального первенства и внимание «Виннипег Джетс», клуба, задрафтовавшего Жамнова. В 1990 году он с юношеской сборной отправится на чемпионат мира и там наберет семь очков в семи матчах, причем шесть из них – забитые шайбы. Через год, уже во взрослой сборной, он шикарно сыграет на чемпионате мира, правда это не спасет сборную от бронзы. Забегая вперед, скажем, что Жамнов так и не выиграл мировое первенство, более того, турнир в Финляндии станет первым из всего-навсего двух в его карьере.
К Олимпиаде в Альбервилле ему исполнится только двадцать лет, но он поедет во Францию, где получит свою первую медаль, правда тогда даже забить не случилось.
Большую часть сезона-1992/93 он провел уже в США, в «Джетс». То была его команда: Алексею не пришлось привыкать к дикому североамериканскому стилю игры, ведь новый коллектив сплошь состоял из европейцев.
В этом правда были свои минусы, «Виннипег» часто оказывался под силовым давлением, когда в команде не было человека, способного подраться. Жамнов вспоминает, что эту работу приходилось брать на себя Кейту Ткачуку, его партнеру по первому звену и одному из главных забивал команды. В первом же сезоне Жамнов забьет больше двадцати и долго не опустит эту планку. Через пару лет их звено с Ткачуком и Селянне станет одним из лучших в лиге, а финн своими астрономическими снайперскими показателями по большей части будет обязан именно россиянину.
В середине девяностых сменилось руководство клуба – с партнерами контракты перезаключили, а вот центрального из России продолжали кормить завтраками. Худшего обмена было не придумать: из комбинационного «Виннипега» Жамнов попадает в колючий оборонительный «Чикаго», но это треть дела, его. Ко всему прочему, меняют на любимца публики Реника и от Жамнова начали ждать похожей игры. Третьим отрицательным моментом стала как раз сама игра, только не Алексея, а всей команды, которая решительно не хотела выигрывать.
В таких ситуациях, если вы не законченный неудачник, должен появиться луч света. Он появился и звали его Брайн Саттер. О нем Жамнов всегда говорил очень хорошо. Саттер не собирался тосковать по Ренику, а позволили играть россиянину гораздо больше. Ко всему прочему его прямота и умение завести хоккеистов шли на пользу клубу и с приходом Саттера «Черные ястребы» проводят фантастический сезон, а некогда гадкий утенок Жамнов, ненавидимый прессой, становится капитаном команды.
К сожалению, громких титулов Жамнову добиться больше не удалось. Олимпиада в Нагано была проиграна, да и форвард сумел набрать там всего три очка. Поездка в Солт-Лейк-Сити сделала его полным олимпийским кавалером, но не думается, чтобы именно этого ждал от тех игр Жамнов. По-настоящему всех удивил Алексей во время локаута, когда предпочел вместе с одним из лучших друзей Даней Марковым поехать не за миллионами в Казань, а помогать «Витязю» выходить в Суперлигу. И ведь помогли же. "Деньги для меня тогда были не важны, — говорил Жамнов – Подольск недалеко от Москвы, да и тесть там работает". О тесте не забывают упомянуть почти в каждой статье, ведь это легендарный Валерий Васильев.
Сегодня Алексей Жамнов — генменеджер самого эпатажного клуба страны. Любит рыбалку и футбол, не переживая за оригинальность в своем выборе хобби. «Витязь» в это межсезонье не упустил ни Саймона, ни Веро и регулярно подкармливает болельщиков новостями о трансферах Брашира и других веселых ребят. Жамнов в «Филадельфию» уже точно не попадет, но, кажется, Алексей вполне способен привезти к себе этот клуб.