Пресс-центр
Алексей Кудашов: В плане развития игроков и хоккея у нас всё упрощается
Для Алексея Кудашова следующий сезон станет третьим по счету в московском "Динамо" в роли главного тренера. В интервью AllHockey.Ru Алексей Николаевич рассказал о том, как изменилась предсезонная подготовка клуба, о молодежи, трендах и развитии хоккея.
"Мы сделали выводы и скорректировали подготовку"
- Что вы изменили в методике сборов, если сравнивать с прошлым сезоном?
- Направленность немного другой стала. С приходом нового тренера по ОФП изменился подход к подготовке игроков и объем нагрузок - он стал меньше. Это заключается в упражнениях и их структуре. Мы ушли от классической советской системы к более современной.
- С чем изменения связаны?
- С тем, что больше игр в сезоне. Как я и говорил, мы сделали выводы и скорректировали подготовку.
- Как себя ведут молодые хоккеисты, которых тоже взяли на сборы?
- У нас на сборах Шараканов, Вербицкий, Паталаха, Кудашов, Римашевский, Зайцев, Чернышов, Максимов, Баклашев. Это большая группа игроков. Кто-то сейчас с нами, кто-то - был. Это наши "динамовцы", которые выигрывали первые и вторые места в первенствах Москвы и региональных турнирах, постоянно играли в сборной России. При этом не просто играли, а были первым-вторым звеном. Поэтому это ребята, которые не уступают взрослым. Они уже сейчас начинают составлять конкуренцию. Парни разные, но имеют большой плюс – уже хотят играть в первой команде, пробиться в основу.
- В прошлом году было несколько ребят на сборах из "Динамо" Санкт-Петербург. Например, Карпов и Давыдов, но в этом их нет.
- Принято решение, чтобы Карпов и Давыдов начали сезон в ВХЛ с питерским "Динамо". Вся организация уже прошла через наши руки. Был лагерь развития, где привлекались ребята из "Динамо" Санкт-Петербург в том числе. Мы всех видели. Кто-то еще здесь, кто-то - уехал, кого-то - будем иметь в виду.
- Насколько важно, чтобы структура ВХЛ помогала команде КХЛ?
- ВХЛ нужна, чтобы молодые ребята почувствовали вкус взрослого хоккея. По моей практике, ничего страшного не происходит, когда из "молодежки" в КХЛ игроки попадают сразу. Например, в ярославском "Локомотиве" было так. Там нет своего клуба в ВХЛ, но ребята переходят из МХЛ в КХЛ.
"Вот сейчас выиграем десять игр, и все скажут: "Какая команда!". А потом проиграем, и все скажут: "Что это за команда?"
- Как вы относитесь к штампу, что "Динамо" играет в оборонительный хоккей?
- Я этого не слышал в прошлом году, что бело-голубые играют в оборонительный хоккей.
- Была речь, например, что под хоккей Кудашова подходят только двусторонние игроки.
- От двусторонних никто бы не отказался. Думаю, если Быков сейчас тренировал, то ему тоже двусторонние хоккеисты подошли. Оборонительный и двусторонний хоккей - разные вещи. Последний - про тех, кто играет одинаково хорошо, как в атаке, так и в обороне. Я не считаю, что "Динамо" играло в обороне. Посмотрите по статистике, сколько голов у нас было. Поэтому здесь все в полном порядке.
- В прошлом году стояла задача выйти в плей-офф, а в этом - пройти в третий раунд. Насколько это большой скачок?
- Знаете, задача есть у всех команд. Она одна - выиграть Кубок Гагарина. Слышали интервью Радулова, который сказал: "Какая разница, в первом раунде ты проиграл, в последнем или вообще не вышел в плей-офф?". Вот и объясните мне, какая разница здесь?
- Вы довольны летней селекцией?
- Да, доволен.
- Поменяется ли система игры "Динамо" от прихода новичков?
- Вы знаете, все поменялось уже давно. И изменения происходили каждый год. Хоккей стал быстрее и динамичнее. С введением новых правил игра еще добавит скоростей. А система и стиль у всех клубов сейчас приблизительно одинаковые. Все зависит от исполнителей, которые у тебя в составе.
- Многое ли дадут именитые новички "Динамо", которых подписали летом?
- Они давно в лиге, зарекомендовали себя. Мы брали их на конкретные позиции, на точечные усиления. Все знают их сильные и слабые стороны.
- "Динамо" летом поставили в ряд претендентов на Кубок Гагарина. Как вы к этому относитесь?
- Никак не отношусь. Это вот в ту же степь, что кто-то говорит, что "Динамо" в оборонительный хоккей играет. Мы делаем свое дело, а что вокруг - было, есть и будет. Вот сейчас выиграем десять игр, и все скажут: "Какая команда!". А потом проиграем, и все скажут: "Что это за команда?". Мы начали готовиться к сезону, будем стараться ровно провести "регулярку", и в плей-офф уже "воевать" за Кубок Гагарина.
"Когда игроки молодые, то ты еще в какой-то степени воспитатель для них, а со взрослыми - больше психолог"
- Роль главного тренера изменилась, если сравнивать с прошлым?
- Я думаю, что ничего не поменялось. В хоккее все равно есть команда, главные и помощники.
- Вы преподаете в ВШТ.
- В этом году меня звали, но я не нашел ни одного дня, чтобы провести лекцию. А до этого мне задавали вопросы. Нельзя сказать, что я преподаватель. Были просто ситуации, которые меня просили молодые тренеры объяснить, и я это делал.
- А почему вообще решились отвечать на вопросы молодых тренеров?
- Потому что у ребят, которые только начинают тренировать, имеется масса вопросов: "А как правильно? А как нужно?". Все-таки я - действующий практик. Им было интересно узнать, а мне - несложно поделиться.
- Хоккей сейчас уходит от троек сдерживания?
- Вы мне расскажите, а в каких командах есть сейчас такие звенья?
- Есть отдельные хоккеисты сдерживания.
- Вот понимаете, вы даже не можете назвать. Поэтому нет таких троек уже давно. Есть хоккеисты, которые чуть лучше играют в меньшинстве или в большинстве. Вот и все.
- В свое время вы создавали молодежные тройки в разных командах лиги. Сейчас подобное возможно?
- Конечно. Здесь вопрос в игроках, целях и задачах. Как я уже говорил, если бы сейчас 2005 год был постарше или, если бы цели и задачи стояли другие, то, уверен, что Зайцев - Чернышов - Римашевский уже начали бы играть вместе.
- Как раз про работу с молодыми. Правда, что с этим поколением нужно больше разговаривать?
- Ничего подобного. Со взрослыми нужно еще больше вести диалог. Да и все люди разные. Проблема отцов и детей всегда будет актуальной. Поэтому нужно больше разговаривать со всеми людьми и пытаться их понять. Кто-то более открытый, а кто-то, наоборот, закрытый. И не имеет значения возраст. Единственный момент, что, когда игроки молодые, ты еще в какой-то степени воспитатель для них, а со взрослыми - больше психолог.
- Много ли времени уходит у вас на психологическую работу? Помимо тактической.
- У меня нет часов, когда я занимаюсь психологической работой. Вот увидел игрока, его состояние, и я с ним поговорил. Вот провел собрание - это психологическая работа или не психологическая? Как мы будем считать?
- Психологическая.
- Значит, мы без конца проделываем эту работу. Потому что общаемся, проводим собрания. Тренировки - это тоже психологическая работа. Там ведь, помимо выполнения заданий, есть и объяснения, и требования, и стрессовые ситуации. Психология вместе с тренировочным, игровым и обучающим процессами - это все переплетено.
- В НХЛ менеджеры говорят, что очень важно опережать тренды селекционные. В КХЛ у тренеров есть что-то такое?
- Вот можно изобретать что угодно, но если нет подбора игроков, то ничего не получится. Когда в НХЛ говорят о таких вещах, то они правы. Но у них в руках 70 или 90 человек, из которых они могут выбрать.
- Но создание молодежной тройки, которые вы создавали в разных клубах - это как раз про опережение трендов.
- Да ничего я тогда не опережал. Ребята заходили, и они были готовыми играть на тех ролях.
- Насколько НХЛ оказывает влияние на КХЛ?
- С переходом на маленькие площадки мы очень внимательно изучаем опыт НХЛ. Это подготовка, упражнения, направленность. Смотрим тенденции, сравниваем с нашими игроками. Что-то берем, но, тем не менее, придумываем много своего, и стараемся сохранять то, что у нас хорошо работало.
"Чем больше квалифицированных игроков, тем выше и результативность. Это закон"
- Как вы восприняли новое правило, запрещающее игрокам находиться более трех секунд в своей трапеции?
- Я как Зинэтула Хайдярович отношусь - оно есть, и мы его принимаем. Я понимаю, что мы развиваем хоккей в сторону зрительского интереса, чтобы было больше голов. Но мы уже пришли к тому, что выбираем постоянно вбрасывания, причем множество раз одну точку. Получается, центральные нападающие, такие, которых мы развиваем, чтобы могли и влево, и вправо играть, они нам просто не нужны теперь. Мы делаем очень узкоспециализированных игроков.
Раньше ведь как? Если ты центральный, то должен уметь выигрывать вбрасывания в любой точке. Да, правила подстроены под зрителей. Но в плане развития игроков и хоккея у нас все упрощается. Если ты в атаке, то преодолей эту оборону. Правильно кто-то сказал: встал игрок за воротами, ну ты выгоняй противника оттуда, заставляй его, выдумывай более атакующую модель. Ничего искусственное никогда не помогает.
- А как тогда заставить команды играть в более атакующий хоккей?
- А кто должен их заставлять? И зачем?
- Считается, что атакующий хоккей дает больше зрелищности и привлекает новых болельщиков.
- А вы поднимали статистику атакующего и оборонительного хоккея? Когда забивалось больше голов? Вот я могу вам точно сказать. Вы придете ко мне на тренировку, и одним скажем: только атака, а другим - только обороняться. И голов забьет больше тот, кто обороняется. У нас многие специалисты высказываются и говорят, но они не знают практику и реальные вещи.
- Глядя на сезон МХЛ, где правило трапеции было опробовано до КХЛ, хоккеисты начали стоять рядом с трапецией - ближе к борту за воротами. От этого изменится тактика прессинга?
- Игрок все равно уедет за ворота. Об этом рано пока говорить. Мы начали это делать все. Ясно, что будут "выгонять" из-за ворот. Будут и перед воротами, и за воротами бежать. Да и в прошлых сезонах уже никто не стоял долго за воротами. Там было короткое время, чтобы сделать смену. На этом все. У нас не осталось команд, которые так играют. Какие-то мифы неправильные пошли про оборону и так далее. Все давно уже играют в прессинг и давление. На маленькой коробке ты никак не сыграешь по-другому.
- Да, но ведь подсчитывали, что в КХЛ не самый высокий показатель по количеству шайб в среднем за матч.
- Любой забитый гол создается мастерством. Чем больше квалифицированных игроков, тем выше и результативность. Это закон. Как бы ты не готовил команду, какие бы тактические схемы не отрабатывал: атакующие или оборонительные, если игрок не может бросить мимо вратаря, а бросает в щиток? Это ведь минимальная разница. Но один умеет попасть, а другой – нет. Вот это сказывается на результативности, на забитых голах.
- В МХЛ сейчас вводят смену ворот перед овертаймом. Тоже уход в сторону атаки?
- Да, это правило будет в пользу атакующей команды. Но это все искусственно. Никто не мешает забивать эти голы в основное время. И прежний формат 3 на 3 был очень интересным.
- Как вы менялись в качестве тренера?
- Меняется абсолютно все - тактические действия, отношения к игрокам, функциональная подготовка, количество игр. Ты, естественно, что-то убираешь, а что-то, наоборот, добавляешь. Весь хоккей меняется, но и мы тоже. Потому что нужно соответствовать.
- Но в чем конкретно вы изменились?
- Это не мне судить. Спросите лучше тех, кто со мной работает. По себе скажу, что лучше видишь тактический рисунок игры. Понимаешь, какие игроки нужны, которые дадут результат, куда вообще движется хоккей. Сейчас невозможно играть хоккеисту, который не умеет кататься. Уже размер не имеет значения. Самое главное, чтобы люди катались. Все меняется. Поэтому ты в тренировочном и игровом процессах применяешь то, что нужно на сегодняшний день.