Пресс-центр
Алексей Кудашов: Не помню свою жизнь без хоккея
«Не ставлю себя в пример игрокам, потому что пример из меня неважный»
– Алексей Николаевич, расскажите, как строится ваш обычный день?
– Смотря какой – игровой, послеигровой или тренировочный. В первом случае – ранний подъём, утренняя раскатка, два собрания, которые проводят помощники. Предыгровое собрание, как и сама игра – это уже моя работа. Тренировочный день чуть проще, он начинается с планирования занятия: мы собираемся вместе с тренерами и накануне проводим какую-то часть подготовки. Перед тренировкой на собрании показываем видео, разбираем, что нужно сделать на льду. Потом офп-разминка перед выходом на тренировку, потом лёд и зал. Проводим анализ каждой тренировки, составляем план на следующую. Если это послеигровой день, то ранний подъём, разбор игры, подготовка видео, составов, тренировки. Это сложный день, потому что он больше всего требует внимания и анализа: ты разбираешь игру, состав, понимаешь, какую тренировку надо дать и так далее. Есть еще восстановительный день, он самый легкий.
– Как начинается ваше утро?
– Проснулся, взял сына, завёз по дороге в школу, и ты уже на арене. На завтрак обычно кофе, каша или творог.
– Сами работаете в тренажёрном зале?
– Да, я тренируюсь. Бегаю, хожу в зал, иногда мы играем в хоккей. Я не как Вячеслав Анатольевич Козлов, который тренируется по два раза в день, но раз в день стараюсь тренироваться с редкими выходными.
– Это помогает быть ближе к коллективу?
– Здесь есть несколько моментов. Во-первых, нужно держать себя в форме. Второе – это помогает освобождать голову. Она забивается, и физическая нагрузка ее освобождает. Почему я люблю бег, это на улице происходит, и неважно какая погода – потому что освобождаешь голову. И в-третьих, быть на одной волне с игроками.
– Часто ли ставите себя в пример игрокам, рассказываете им что-то из своей карьеры?
– Никогда, потому что пример из меня неважный. У меня в тренерской есть ребята, которые были гораздо более хорошими игроками. Примеры иногда приходится приводить, потому что были чемпионские команды, поэтому бывают какие-то редкие примеры. Но мы это практически не используем. Потому что время идет, хоккей меняется, коллектив, люди меняются, интересы. Всё совсем другое, и не надо оборачиваться назад и смотреть, что было раньше.
– Чувствуется ли дистанция между нынешними игроками и вашим поколением? Или вы в молодости были таким же, как они?
– Что-то похожее, что-то отличается. Я связываю это с изменением жизни и интересами молодежи. Есть качества и те черты, которые совпадают с тем временем, есть различия. Но это связано с общежитейской ситуацией, которая вокруг нас – другими интересами, гаджетами и прочим.
– Как находите с игроками общий язык?
– Мне легко. У меня одному сыну 18, другой маленький, поэтому я на одной волне с ними. Я знаю, чем молодёжь интересуется. И в общении мы каждый день с ними вместе. Пытаюсь понять и жить по их интересам. Надо подавать свои примеры, какую-то свою философию, но учитывать интересы игроков тоже нужно.
«Если ты принимаешь решения, то всем мил точно не будешь»
– Как у вас выстраивается взаимодействие между тренером и игроками? Вы себя держите на дистанции или это больше горизонталь?
– Горизонталь есть, но не от главного тренера, а от тренерского штаба в целом. У нас есть ещё пять тренеров, плюс видеоаналитики. Эта пирамида сверху спускается вниз и превращается в горизонталь. Кто-то ближе к игрокам, кто-то чуть дальше, кто-то наравне с ними.
– Во главе этой пирамиды – вы или тренерский штаб?
– Понимаете, у главного тренера все равно наступает момент, когда он должен принять какое-то решение. Иногда оно нелегкое, потому что все высказывают свое мнение, но принимать решение тебе. То, что тренерский штаб – это да. Но и у нас в разговоре и в диалоге получается иногда ситуация, где надо принять решение. Все его не могут принять, потому что мнения иногда расходятся.
– Что касается отношений внутри тренерского штаба, они выстраиваются в формате «Начальник – подчинённый»?
– Нет такого, что я – начальник, и меня все боятся. Просто понимаешь, что каждый отвечает за свой фронт работы, и я даю возможность проявить себя. Иногда я хочу высказаться, потому что мне отвечать за результат и общее построение коллектива. Поэтому я могу прекратить или наоборот улучшить, принять какое-то решение на каких-то фронтах. И все равно ты следишь за общим коллективом – тренерский штаб, игроки – и где-то всё даешь и даешь, но понимаешь, что что-то пошло не так и надо принять какое-то решение. Это работа управленца, которая все равно есть.
– Двери тренерской в «Динамо» открыты для игроков?
– Всегда. Ребята приходят, общаемся, иногда мы кого-то вызываем. Просто разговор бывает разный, и это надо понимать.
– По-вашему, тренер – это начальник, отец или старший брат?
– Здесь много составляющих. Смотря кому – есть молодые игроки, есть взрослые, есть капитан, есть тот, кто только пробивается в состав. Есть лентяй, есть трудяга, есть серьёзный и разгильдяй. То же самое касается других структур – врачи, персонал, массажисты, тренеры. Это вся организация – если хоть один выпадает или занимается не своим делом, разлагая коллектив, то рушится вся цепочка. Тренер – это всё вместе: и отец, и воспитатель, злой и добрый наставник, человек, который несёт ответственность. Если ты принимаешь решения, то всем мил точно не будешь, поэтому приходится находить баланс.
– Вы наверняка ещё и роль психолога выполняете?
– Не только я. Часто мои помощники по тренерскому штабу. У нас большой коллектив, и у разных людей с разными игроками разное отношение. Коллектив – это живой организм, и постоянно в нем идёт взаимодействие.
«Проиграть матч тренер может легко – пара неверных движений, и всё»
– Что вы требуете от игроков в первую очередь?
– Побеждать. Это профессиональный спорт, игра на результат. Мы много говорим о росте посещаемости, о зрелищности. Но любой профессиональный спорт – это результат. Он зависит от молодости команды, неопытности, но все должны стремиться к победе.
– Что происходит во время спада в игре команды?
– Ищешь пути, как это решить. Первое – надо определить причины. Это неопытная молодёжь, и что с ней делать – больше тренировать или меньше? Нужны ли взрослые игроки и как выстраивать отношения с ними – мягко, или они подавлены, или не нагружены, или наоборот? Анализ ситуации происходит ежедневно.
– Тяжело переживаете поражения?
– Да. Со временем легче, но всё равно не отпускает. Любое поражение даётся тяжело.
– Какая часть тренерской работы ваша самая любимая? Аналитика, тактика, работа на льду?
– Интересно все. Поэтому я люблю выходить с игроками на лед. Особенно – это как любой вам тренер скажет – то что мы делаем, всегда интересно. Одно без другого здесь не бывает, всё зависит от разного состояния. Иногда после игры очень устал, и тебе не хочется разбирать матч, но надо это делать. Иногда наоборот разбор игры легче, чем планирование. Изо дня в день разное ощущение.
– Где берете силы и внутреннее вдохновение?
– Для этого важно создать серьезный и правильный микроклимат во всей организации. Если ты постоянно недоволен, на негативе, ничего хорошего не будет. Когда всё хорошо, все – друзья-братья, хорошего тоже ждать не приходится. Это рабочий коллектив, который должен правильно выстроиться. Тогда ты будешь хотеть приходить на работу. Второе – это дом, семья, дети, супруга, родные: все они дают тебе энергию. Третье – это спорт, который позволяет быть в тонусе, иметь силы.
– Играете ли сами в хоккей?
– Да, в команде – понедельник, среда, пятница, но только в паузах. В этом году такое было два раза. Когда заканчивается сезон или есть возможность, то хожу заниматься. Но мы сами здесь играем.
– Сейчас, когда выходите играть, эмоции такие же, как в детстве, или другие?
– Их ещё больше! Это то, что сейчас делаешь очень редко, и поэтому очень хочется. Хоккей приносит радость. Если выходишь покататься с детьми, для меня это отдушина.
– Что для вас хоккей?
– Это та игра, что захватила в детстве и держит по сей день. Недавно в сборной Сергею Фёдорову задали такой же вопрос, и он ответил: «Азарт и эмоции». Так и есть, всё правильно. Это детская игра, которая тебя захватывает, это азарт, эмоции. Это наша жизнь, то дело, которым мы занимаемся с утра до вечера.
– Болельщикам всегда интересно – что говорит тренер в раздевалке, когда команда выходит и переламывает ход матча.
– Всё то же самое, о чём я уже говорил – иногда кричишь, иногда хвалишь, иногда молчишь. Это обычные психологические моменты. Самое главное – чувствовать, не быть искусственным, а быть собой, выдавать то, что думаешь. И игроки это чувствуют. Это живой организм, в котором игроки дополняют тренера, а он – их.
– Вы – эмоциональный тренер или сдержанный?
– В этом году стал шуметь, но вообще я – добрый и миролюбивый человек (улыбается). Стараюсь так относиться к игрокам и тренерам, но не всегда получается.
– Есть какая-то история из жизни, урок, который вы усвоили, и он вам помогает?
– Каждый день привносит что-то новое. Чтобы стать тренером, нужно готовиться. В последние годы игровой карьеры я готовился, записывал тренировки. Когда только стал тренером, анализировал, что я делал, будучи игроком. И так каждый день.
– Каким был ваш тренерский путь? Это прямая или извилистая тропинка, легко ли вы пришли к тому, что есть сейчас?
– Даже не знаю, куда я пришёл. Если бы я был на вершине, можно было бы сказать, что мы достигли пика. Но пока это работа для развития, и ты понимаешь, что становишься более опытным тренером.
– Ставите ли вы перед собой какие-то цели помимо командных?
– Конечно. Результат команды зависит от тренера. Я не отделяю себя от команды. Больше того, если проиграли, значит, ты виноват. Если игрок ошибся, значит, виноват тренер, который сделал что-то не так – не подготовил, не тех партнёров поставил. Если команда проиграла, значит, она не готова физически, тактически. Ты их не так настроил, не тех соединил, не так вёл игру с лавки.
– Не обидно, когда говорят, что выигрывает команда, а проигрывает тренер?
– Так это правда. Чтобы победить, игроки должны сделать чуть больше, чем говорит тренер. Поэтому тут я полностью согласен. А проиграть матч я могу легко – пара неверных движений, и всё. И как бы игроки ни старались, они всё равно проиграют, потому что я накосячил.
«Иногда немного завидую игрокам»
– Тренеры всегда говорят, что относятся ко всей команде одинаково, но ведь есть лидеры, любимчики?
– У меня есть помощники, которые занимаются рутинной работой. Их вклад в тренерство намного больше, чем у главного тренера. Он руководит, управляет, где-то берёт в свои руки, а они много занимаются деталями – кто-то развивает нападающих, кто-то работает с защитниками. Нет любимчиков – надо работать со всеми, улучшать плохие качества, заниматься пятёрками, тройками, вратарями, отдельными деталями. Это занимает больше времени.
– Звучит так, что вы очень строгий тренер…
– Это только звучит так, на самом деле, мне хотелось бы быть более дисциплинированным, но не получается.
– Себя как-то поощряете внутренне? Может, делаете себе какие-то приятные вещи?
– Хоккей – это самое приятное, самое важное. В хоккее я люблю всё. Просто приходить на работу для меня – уже приятная вещь.
– Представляете свою жизнь без хоккея?
– Нет, более того, я её даже не помню без хоккея. Начал заниматься в шесть лет в дворовых командах и до сих пор каждый день я в хоккее. Пропустил один тренерский год после СКА, до прихода в «Динамо» не работал с командами. Но помогал тренировать ребят 2005 года рождения. Каждый день ходил на тренировки – отвозил младшего сына, был с ним там, вечером шёл на лёд со старшим.
– Получается, вы вообще не отключаетесь от хоккея?
– Летом, может быть, но даже тогда занимаюсь планированием, анализом – смотрю, какие новые тенденции есть, что можно привнести в тренировочный план. А там уже и лагеря развития, и предсезонная подготовка. Есть рисунок игры, есть компоненты, которые хочешь поменять, и начинаешь это делать с начала сезона.
– Интереснее быть тренером или игроком?
– Это разное. И то, и то интересно. Игроки – счастливые люди, потому что играть интереснее.
– Это из-за того, что на тренере больше ответственности?
– Не в этом дело. Это просто игра, и быть её участником… Тренер, конечно, тоже участник, но он не берёт в руки клюшку. А игроки могут бегать, забивать голы, радоваться. Это интереснее, хотя в тренерской работе тоже есть интересные моменты.
– Иногда завидуете игрокам?
– Наверное, да, немного.