Пресс-центр
Алексей Кудашов: Легионеры хотели уехать ещё перед первым раундом
Московское «Динамо» завершило свое выступление в Кубке Гагарина во втором раунде, уступив ЦСКА. Сезон для команды выдался непростой. Новая волна ковида осенью, небывало продолжительная олимпийская пауза зимой. Участие ведущих игроков клуба и главного тренера «бело-голубых» в зимних Играх в Пекине. И в завершение — отъезд сразу нескольких легионеров аккурат перед серией с ЦСКА.
Тем не менее, и в руководстве клуба, и в тренерском штабе «Динамо» все понимают — команда рассчитывала на большее и могла реально добиться большего. На днях в «Динамо» состоялся совет директоров клуба, на котором обсуждалось выступление команды в сезоне-2021/22. А также рассматривались основные векторы ее будущего развития. После этого корреспондент «Матч ТВ» поговорил с главным тренером «бело-голубых» Алексеем Кудашовым, который уже сейчас начал подготовку «Динамо» к следующему сезону.
«О ТОМ, ЧТО О’ДЕЛЛ ВСЕ ЖЕ УЕДЕТ, УЗНАЛИ ЗА ДЕНЬ ДО СЕРИИ С ЦСКА»
— Оценки на совете были высказаны довольно критические, — рассказывает Алексей Кудашов. — От ветеранов клуба было предложение сделать более детальный статистический отчет и по каждому игроку, и по звеньям. Понятно, что завершение Кубка Гагарина во втором раунде никого не устраивает. Хотя есть и положительные моменты — в «Динамо» влилась большая группа совсем молодых ребят, и они показали неплохой результат.
— Как вы лично оцениваете прошедший сезон КХЛ, который оказался, мягко говоря, непростым?
— Сезон непростой и выводы непростые. Ковид, потом пауза в чемпионате, затем резко усложнившаяся международная обстановка… Поэтому команда выступала как бы «волнами». Мы здорово провели предсезонку и, благодаря этому, очень хорошо стартовали. Потом немного ушли вниз, но смогли выправить ситуацию, несмотря на ковид и травмы игроков. И все же мне трудно выносить твердую оценку регулярному чемпионату, потому что он не был доигран.
Дальше плей-офф. Первый раунд получился для «Динамо» очень тяжелым. Но тут надо отдать должное «Северстали». Все специалисты знают — это сильная команда, которая строилась не один год. Череповчане ведь не только нам, они любому сопернику могут бой дать. Они целенаправленно готовились к Кубку Гагарина, а нам пришлось перегруппировываться. Потому что «Динамо» тренировалось в феврале в одних звеньях. А потом ведущие игроки вернулись из сборной, и ударные тройки пришлось перекраивать. Сначала-то мы менять ничего не хотели, поставили олимпийцев вместе. И поплатились за это — проиграли два первых матча в серии с «Северсталью». После этого пришлось перегруппировываться.
И все пошло вроде бы нормально, состав стабилизировался. Но перед серией с ЦСКА команду покинули легионеры. О’Делл и Петерссон уехали домой, Ведин заболел, потом Клинкхаммер получил травму. Опять пришлось все перестраивать. И часть наших российских ребят тогда на лед вышли сразу после травм. Причем, информацию по отъезду О’Делла мы получили буквально в предыгровой день. А это был один из наших ключевых игроков. А против нас — ЦСКА, мощный, готовый к плей-офф боец со стабильным составом. Все это привело к большому разочарованию. Потому что изначально я видел, что мы можем ЦСКА пройти, что нам это по силам. Но только при условии стабильного состава, с теми звеньями, которые играли за «Динамо» в «регулярке».
— Меня лично удивило, что О’Делл и Петерссон уехали после первого раунда, а не раньше. Ведь именно по ходу плей-офф, в нервных битвах команда и становится по-настоящему крепким кулаком. И вдруг такая подстава.
— На самом деле легионеры хотели уехать еще перед первым раундом, потом после первой игры, после выезда в Череповец… И руководство клуба, и наш тренерский штаб вели постоянно разговоры с иностранными игроками. И каждый раз их решение на волоске висело. Ну вот сперва сошлись на том, что они первый раунд все же доиграют. Потом тоже пытались их оставить. И говорили как раз об этом, что не надо команду бросать на полдороги. Но… насильно мил не будешь.
«ПОНИМАЛИ, ЧТО ВРАТАРСКУЮ ПОЗИЦИЮ НАДО УСИЛИВАТЬ, НО ВАРИАНТОВ НЕ БЫЛО»
— Тем не менее, многие специалисты отмечали, что «Динамо» хорошо играет в серии с ЦСКА. Просто армейцы были еще лучше. Чего конкретно вашей команде не хватило для перелома в этой серии?
— Тут было несколько нюансов. Ведь на этой стадии мелочей уже нет. В принципе, моментов наша команда создавала достаточно для победы. Но исполнительское мастерство не всегда позволяло реализовать их в голы. Да и в целом у нынешней команды не так много победного опыта. В начале серии у нас не очень удачно действовали третье и четвертое звенья, соперник их переиграл. Затем, наоборот, ударное звено не забило в нескольких ключевых моментах…
— Были ли у вас претензии к лидерам команды? В первую очередь — к Шипачеву и Войнову?
— Задача лидеров — забивать голы в сложные для команды моменты, когда на площадке идет особенно упорная борьба. Были матчи, когда это не получалось. Но в других встречах эти ребята, наоборот, были на высоте, хорошо себя показали, забили. Не всегда все работает так, как хочется.
— Вы согласны с мнением, что «Динамо» надо было заранее усиливать вратарскую бригаду?
— Мы пытались это делать, постоянно вели селекцию, понимали, что перед плей-офф нам надо эту позицию укреплять, но свободных вратарей не было. В НХЛ расширили квоту и многие решили за океаном остаться. Выкупать вратаря из Европы за баснословные деньги мы тоже не стали. В России вратари все заняты. Ведь не только мы, многие команды искали усиления именно в этой позиции. Мы же все понимаем, насколько плей-офф зависит от игры вратарей. И были моменты, когда наши вратари команду не спасали.
«МЫ ПРОВЕРИЛИ В «ДИНАМО» ГРУППУ МОЛОДЫХ РЕБЯТ»
— Что скажете о молодых игроках, которые раскрылись в этом сезоне в вашей команде — в первую очередь о Рашевском?
— Я бы сказал, что не только Дмитрий, у нас сразу три молодых игрока в этом сезоне раскрылись. При чем все они начали подготовку в составе «Динамо» еще с летнего лагеря. Хорошо себя проявили там, получили шанс и заработали место в основном составе. Кроме Рашевского это еще и 18-летний Новиков, который провел в КХЛ полный сезон, и Тринеев, который сперва из-за ковида месяц пропустил, а потом руку сломал. А так бы Богдан гораздо больше игр провел. Вообще в этом сезоне мы проверили в основной команде большую группу молодых ребят. Мы их готовили с прицелом на будущее.
— Что касается Рашевского, он стал лидером «Динамо» не в будущем, а в настоящем. Как вам удалось так резко раскрыть потенциал этого парня?
— У Рашевского хорошая скорость, он обладает приличным кистевым броском, руки быстрые. Мы просто внедрили все эти его качества в определенное звено. И это сработало. Именно в связке с О’Деллом такой игрок и был нужен. Дмитрию стали доверять, и он этим воспользовался. У нас во всех командах, где мы работали, всегда молодых игроков было много. И многие раскрывались, очень прилично играют сейчас. Но, я не хотел бы выделять никого, и в том числе Рашевского. Молодым свойственны взлеты и падения, они играют нестабильно.
— Скажу честно, мне как раз звена О’Делла, где играл Рашевский, было больше всего жаль — когда оно распалось из-за отъезда легионеров.
— Так вот его в серии с ЦСКА и не хватило. Это реальная сила была. А когда это звено распалось, мы сразу потеряли и глубину состава. Часть ведущих игроков начала переигрывать и лишилась свежести. К четвертому матчу с ЦСКА это начало сказываться.
«НА ОЛИМПИАДЕ МЫ ОЧЕНЬ ДРУЖНО ОТРАБОТАЛИ, ХОТЯ СПОРЫ ТОЖЕ БЫЛИ»
— Во время Олимпиады вы вошли в тренерский штаб Алексея Жамнова и улетели в Пекин. Но насколько я знаю, и оттуда продолжали руководить подготовкой «Динамо».
— Все так. Наш тренерский штаб заранее спланировал весь цикл тренировок. И потом мы постоянно обсуждали — как проходят занятия и по «физике», и по тактике. Мои помощники в Москве очень хорошо этот вынужденный полуторамесячный сбор отработали. А я это из Пекина контролировал. По функциональному состоянию все было нормально. Но тут надо понимать, что в этот период нельзя было тренировать большинство без Шипачева, Войнова и Галиева, О’Делла и травмированного Ведина. И даже многие технико-тактические действия сложно было отрабатывать. Потому что, когда они вернулись, совсем другие сочетания на льду получились.
— Давно хочу у вас спросить — почему в сборной не сохранилась динамовская связка Шипачев — Галиев?
— На Олимпиаде решение принимает главный тренер. Был момент, когда эта связка не сработала. Решили ее усиливать, поменяли состав троек, искали другие варианты. А почему не получилось сразу… Основная причина — на Олимпиаде другой хоккей, более быстрый и плотный.
— Олимпийский турнир меня лично всегда угнетает своей скоротечностью. Не представляю, как там можно успеть какие-то новые связки наиграть. По-моему, это просто невозможно.
— Все правильно. Но вот понимаете — одну игру у них не получилось, вторую… А дальше ведь уже матчи на вылет начинаются! Попробовали поменять — вроде лучше стало, но… На самом деле действительно очень скоротечный турнир. И перед его началом, конечно, надо было обязательно несколько контрольных матчей провести. Это помогло бы. Но их в последний момент отменили из-за ковида.
— Что вы лично получили, как тренер, от работы на Олимпиаде?
— Огромный опыт. И по тренировочному процессу, и по работе в штабе, и по играм с конкретными соперниками. Полнейшая концентрация на каждой игре, где ни одну малейшую деталь упускать нельзя. И пусть Олимпиада была закрытая, атмосфера главного турнира четырехлетия все равно ощущалась. Мы же понимали, что для нынешнего поколения игроков это реальный шанс чемпионами стать.
— Вам удалось стать в тренерском штабе сборной настоящими единомышленниками? Все же и вы, и Сергей Федоров — главные тренеры клубов со своим личным виденьем хоккея. И оно может не совпадать. Да и у Алексея Жамнова характер очень твердый, не смотря на его вроде бы внешнюю мягкость.
— Вот об этом главный тренер сборной должен сказать. Но от себя заявлю, что наш тренерский штаб был как раз очень сбалансированным. Мы очень четко и дружно весь турнир отработали. Да, были споры. Но из тренерской мы всегда выходили с общим решением, которое поддерживали целиком и полностью.
«РАССЧИТЫВАТЬ НА ЛЕГИОНЕРОВ СЕЙЧАС НЕЛЬЗЯ, ПОЭТОМУ СДЕЛАЕМ УПОР НА СОБСТВЕННЫХ ВОСПИТАННИКОВ»
— Давайте взглянем в будущее. Какие главные векторы формирования «Динамо» намечены на следующий сезон?
— В настоящий момент мы не уверены, что можем рассчитывать на легионеров. Непонятно — приедут иностранцы в КХЛ или нет. Поэтому упор на российских игроков и собственную молодежь. Мы еще перед прошлым сезоном взяли курс на своих воспитанников в команде. Стали выводить их на ключевые роли. А в нынешних условиях он еще более укрепится.
— Какую линию вы бы хотели в первую очередь усилить?
— Вратарскую, оборону, центральную ось. Тут вообще надо смотреть шире — на дефицит российских игроков на определенных позициях. А это и вратари, и праворукие защитники, и центральный нападающие. Это ни для кого не секрет.
— «Динамо» не должно быть командой одного ударного звена?
— Согласен. И как раз в этом сезоне мы пытались сделать хотя бы два ударных звена. В принципе это получилось. Третье у нас получилось переходное, оно может и в атаке сыграть, и в обороне. А вот в четвертом мы собрали больших и сильных хоккеистов, которые должны держать удар в меньшинстве. Одним звеном у хорошо сбалансированных команд серию не выиграешь. Отдельные матчи — можно, когда у ударной тройки игра пойдет. А длинную серию — нет.
— Чем сейчас занимается ваш тренерский штаб?
— Работает с большой группой молодых игроков. Это все те ребята, которые проходили через нашу команду по ходу этого сезона. Пятнадцать человек сейчас тренируется. Это игроки из МХЛ — Тринеев, Дидковский, Никонов, Кисаков и другие… Вместе с ними тренируются Ефремов, Якимов, Муранов, братья Зайцевы. Вся наша молодая обойма игроков тренируется. Хотели еще и ребят из питерского «Динамо» пригласить. Но они сейчас заняты. В будущем они обязательно пройдут через наш лагерь развития игроков. Всю нашу перспективную молодежь объединим летом в таком лагере и будем тренировать.
— Следите за Кубком Гагарина?
— Обязательно. Это ведь тоже тренерская работа — наблюдать за другими командами. Конечно, в КХЛ все уже досконально друг друга изучили, но тем не менее.
— Кто ваш главный фаворит на Кубок?
— Никогда принципиально не обсуждаю своих коллег. Есть четыре команды, и все они достойны Кубок завоевать. Поэтому и в каждой серии идет борьба, это видно и по счету.