Пресс-центр
Владимир Крикунов: Боксом я занимался в межсезонье — между футболом и хоккеем
— Возглавив «Динамо» полтора года назад, Вы сказали, что команде не хватает «физики» и уверенности. Как Вы улучшаете физическую форму — известно. А как вернули уверенность?
— Это взаимосвязано. Когда у игроков есть здоровье и силы, появляется уверенность.
— В начале сезона Вы говорили, что состав «Динамо» слабее, чем в прошлом сезоне. Почему ж идете выше?
— Мы с ребятами привыкли друг к другу, к тому же появился Яшкин, выздоровел Петерссон, сформировалось ударное звено, которое непросто закрыть. Мы заиграли более результативно. Начали делать второе звено, но пока на распутье — пробуем по-всякому. С третьим-то звеном уже определились: Игумнов — Брюквин — Алексеев (он, правда, травмирован). Когда вернутся все травмированные, станем еще сильнее, сможем варьировать состав.
— Раньше Вы устраивали выборы капитана, а перед этим сезоном сами назначили Вадима Шипачева. Почему?
— Я поспрашивал нескольких ребят: «Будем голосовать?» Все ответили: «Да все равно Вадика выберем». Вот и не стали проводить.
— Яшкин не проходил с командой предсезонку, пришел перед самым стартом сезона. Как ему удалось так резво стартовать?
— Как раз первые-то несколько игр он очков не набирал. Самостоятельно никогда так не натренируешься, как в команде. Дима поработал внутри коллектива, набрал форму — и пошло-поехало.
— В НХЛ он играл мало и не в первых звеньях, а у Вас стал лидером. Как его психологически перестроили?
— Я ему сказал: «У тебя есть возможность вернуться в НХЛ. Они наверняка смотрят твои матчи за «Динамо». Тут же полно скаутов». А дальше он сам перестраивался за счет старания и работы. Молодец, хорошо играет. Сейчас у него вроде есть два предложения из НХЛ.
— Кто-то из более молодых хоккеистов удивил своим прогрессом? Может, Игумнов или Волков?
— Этих-то мы изучили еще в прошлом сезоне, так что не скажу, что они удивили. Больших открытий нет. Могу отметить только защитника Андрея Прибыльского. Мы отдали его в высшую лигу, он там поиграл — и такая уверенность появилась! Вот и подтащили его в «Динамо».
А еще по ходу чемпионата взяли Егора Аланова, хотя по нему был разговор еще весной прошлого года. Он пришел из детского чемпионата Швеции, хорошо соображает, катается, но физически немного не дотягивает. Мы с ним отдельно занимались, а сейчас в общий строй запустили — «на колеса». Немножко поплохело ему.
— С непривычки-то.
— Да нет. Он уже попадал у нас «под колеса». Его рвало, было очень тяжело. Сейчас нормально.
— У Вас сложилось мощное первое звено Яшкин — Шипачев — Петерссон. Какими еще тройками в своей тренерской карьере гордитесь?
— В Екатеринбурге: Краев — Дацюк — Булатов (Симаков). В Казани: Чупин — Гарифуллин — Сарматин — немного прямолинейное, но результативное звено.
— Как помогли Даниилу Тарасову пережить потерю матери?
— Когда она болела, я его отпускал, он летал к ней в Чехию, потом сюда привез, и вскоре ее не стало... Я поговорил с Даней. Сказал, что это самая большая потеря, самое тяжелое горе, но надо продолжать жить.
— Вы часто говорите о слишком рискованной игре защитника Михала Чайковски. Он неисправим?
— Да, сам себя ругает, но не может переключиться. Все время бегает вперед, хочет забить, но только мешается. Раньше вообще прибегал и не знал, чего делать в атаке. Я ему говорил: «Не выдумывай — бросай».
— Кто еще из Ваших игроков не смог изжить свои недостатки?
— Жалко только Максима Краева. По таланту — такой же, как Паша Дацюк. Но феноменальный лентяй! Лишнего миллиметра не сделает, да и основную-то работу не докончит. Играть мог сколько угодно, а работать, тренироваться — нет. Жаль, что так и не смог раскрыться.
— Дацюка Вам посоветовал его первый тренер Валерий Голоухов. Еще кого-то рекомендовал?
— Нет. А про Пашу сказал: «Что-то Асташеву (тренеру «Автомобилиста») он не нравится. Возьми — посмотри. Ты его еще не видел. Может, свежим взглядом лучше оценишь». Пашу я сначала увидел на футбольном поле, а потом на льду убедился, что он очень прилично соображает. Потом Якушева месяца три уговаривал взять Пашу в сборную: «Проверь один раз. Что тебе, сложно?» — «Да у меня селекционный отдел...»
Позже Якушев признался: «Когда я впервые увидел Дацюка, подумал, что Крикунов с ума сошел. Кого прислал?» Поставил его в пятое звено, а потом травмировался центральный нападающий первой тройки Прокопьев, и туда на тренировке передвинули Дацюка. Это случилось перед Евротуром в Хельсинки. Я тогда был в Финляндии на сборах с «Ак Барсом». Проехали 250 километров посмотреть сборную и увидели Пашку в первом звене. После игры Якушев мне сказал: «Он даже ходить нормально не умеет, но после первой совместной тренировки Сушинский заявил: «Нам никого не надо. Оставьте с нами этого парня».
— Как Вы решились поставить 15-летнего Сергея Федорова в первое звено минского «Динамо»?
— Началось с того, что он жил рядом со мной. В соседней комнате общежития. Мы общались, я видел, что он хорошо играет, и взял к себе в команду. Он действовал в звене с опытными Варивончиком и Меленчуком, и ему нравилось с ними играть. Он очень хорошо соображал, двигался, катался. Уже через полгода его увез ЦСКА.
— К тренерской карьере Вас подтолкнула жена?
— Да. Когда доигрывал, она спрашивала: «Что делать-то будешь?» — «Не знаю. Я офицер. Может, служить буду». — «Все равно тебя потянет назад, в хоккей». Она всю жизнь смотрит хоккей (раньше на трибуну ходила, а сейчас по телевизору), болеет — за столько-то лет стала хорошо разбираться.
Но не меньше на меня повлияли разговоры с Юрзиновым, моим тренером в рижском «Динамо», — о тактике, подготовке и других нюансах.
— Отпуск Вы с женой проводите в автомобильном туре по Европе. Маршрут меняется?
— Начинаем всегда в Риге и едем на остров Паг в Хорватии, где у нас квартира. Но маршрут каждый раз новый. Благодаря виду на жительство в Латвии можем спокойно ездить по Европе где угодно.
— Старший сын пытался увлечь Вас дайвингом?
— Не-а. Младший-то с ним нырял. Изображал, что ему плохо.
— Зачем?
— Старший занимался обучением дайверов и просил: «Покажи, что тонешь». Проверял учеников — знают ли они, что делать в такой ситуации. Старший сын, кстати, писать начал. Написал три книги. Первую уже отредактировали, отрецензировали. Все три книги — детективы, но по-разному построенные. Жена читала. Говорит, интересно. Посмотрим, что из этого выйдет.
— Пару лет Вы занимались боксом. Дрались, когда летали со второй сборной в Северную Америку?
— Боксом я занимался в межсезонье — между футболом и хоккеем. А в Америке дрался пару раз — когда играл за Ригу. Но на льду совсем другая драка — с боксом не сравнить. Сейчас я говорю игрокам: «Если хотите — деритесь. За это никто не накажет. Но не надо дурацких удалений».
— Вы тренировали четыре разные сборные — Словении, Беларуси, России и Казахстана. Это рекорд?
— Не знаю. Может, кто-то и больше работал.
— Что, кроме ошибки Томми Сало, привело к выходу Беларуси в полуфинал Олимпиады-2002?
— Тогда я еще тренировал «Нефтехимик», мы шли с отрывом, и руководитель клуба Бусыгин отпустил меня на шесть туров, чтобы я заранее начал готовить сборную к поездке в Солт-Лейк-Сити. Первую тренировку мы провели в двенадцать ночи, а вторую — в шесть утра. Неделю жили в Минске по такому графику. И, приехав в Америку, не испытывали никаких проблем из-за смены часовых поясов.
Через несколько месяцев после Олимпиады президент Лукашенко пригласил нас на открытую игру с его командой. После нее нас поздравили и вручили грамоты за четвертое место.
— В Словении Вы тренировали отца Анже Копитара. Чем запомнился?
— Матьяж играл со спицей в плече. Из-за перелома ключицы. Спица торчала, и я волновался, что ему пробьют кожу. Но нет, откатал весь плей-офф, мы выиграли чемпионат, а потом спицу вытащили.
— Во время локаута-2012 Вы тренировали Виктора Хедмана. Чем удивил?
— Спокойный парень. Что ему скажешь, то и делает. Работал у нас до самого последнего дня. Многие энхаэловцы уже вернулись в Америку, а он все играл и играл. Я его спросил: «Ты когда полетишь-то?» — «А, там только в понедельник сбор. Так что в субботу сыграю за «Барыс». Просто красавец. Настоящий профессионал.
— Настрой на игру Вы определяете по броскам на раскатке. Как это делаете?
— Когда команда готова, броски злые. Значит, игроки заряжены, вкладываются в бросок. Если не вкладываются — надо трясти их, мотивировать на игру.
***
Интервью подготовлено для сайта генерального спонсора «Динамо» — Банка ВТБ
ВТБ выступает генеральным спонсором московского «Динамо» с 2010 года. При поддержке банка динамовцы дважды становились обладателями Кубка Гагарина (2012, 2013), а также завоевали Кубок Континента за победу в регулярном чемпионате КХЛ (2014).