Пресс-центр
Сергей Котов: Тренерам нужен профсоюз
— Вы, будучи воспитанником СК им. Урицкого, провели в родном клубе всего два сезона в роли нападающего, потом уже тренером снова два сезона — и всё, это судьба?
— Да, судьба, так получилось. Но я ни о чём не жалею, никогда назад не оглядывался. Страшно бывает только в паспорт смотреть, а так всё хорошо, быстро всё пролетело…
— Но как же резво вы начали, два сезона в 18-19 лет и 51 заброшенная шайба, иным целой карьеры не хватает для такого приличного показателя…
— В Москву меня сосватал Анатолий Муравьев, один из пионеров казанского хоккея, старший тренер СК им. Урицкого в тот момент, когда я школу заканчивал. Я так понял, а потом мне позвонил один из тренеров «Крыльев Советов» Владимир Егоров и пригласил в свою команду. Я говорю, мне же скоро в армию идти, отвечает, не волнуйся, сделаем, поможем. Но не поехал в Москву, всего два сезона дома отыграл, ещё на ноги не встал, куда ехать… Пришло время, у меня было два года отсрочки, призвали служить в СКА (Куйбышев), вот потом только и решил перебраться в столицу – сначала в ЦСКА опять же по армейской линии, а потом именно туда, куда настойчиво звали, в «Крылья Советов».
— В качестве игрока и тренера вы отдали «Крыльям» 23 года!
— Да, очень много времени там работал, жалко, что команда в Сетуни развалилась. Я бы до сих пор там был. В одночасье стёрли с лица земли знаменитый клуб, авторитетную команду с уютным дворцом. Не нашлось людей, которые смогли бы поддержать клуб, сохранить его. Ещё в начале нынешнего века было видно, что хоккей из Сетуни уходит безвозвратно. Жалко, очень жалко. Да, конечно, в Москве немало команд – ЦСКА, «Спартак», «Динамо», но главной причиной смерти «Крылышек» стали финансовые проблемы. Они эти проблемы не закончились и поныне, когда и клуба давно нет, одна ДЮСШ осталась.
— Хоть с одним земляком Геннадием Масловым успели вместе поиграть в «Крыльях»…
— Да, Гена пришёл к нам после службы в ленинградском СКА, успел в Сетуни и медали чемпионата СССР завоевать, с канадцами из НХЛ в знаменитой суперсерии 1975-1976 года сыграть.
— Ещё один земляк-казанец, нападающий Сергей Золотов, ещё школьником укатил из дома в «Крылья Советов» не без вашего ли участия?
— Да, было такое дело. Сразу после школы парня пригласили, талант быстро разглядели. Сразу было видно, что Сергей может играть на высоком уровне. И сыграл, первым из воспитанников казанского хоккея Золотов попал на драфт клуба НХЛ, очень ярко Сергей играл в «Крылышках», особенно в первые сезоны.
— Многочисленные питомцы «Крыльев Советов» связи поддерживают друг с другом?
— Конечно. Вот в декабрьском перерыве чемпионата КХЛ мы собирались на товарищеский матч в Сетуни, пообщались. И я там был, сыграл в матче ветеранов Москвы и «Крыльев Советов». Для того и собрались, чтобы привлечь внимание к бедам родного клуба, получилось, даже представители руководства КХЛ были, например, вице-президент лиги по хоккейным операциям Владимир Шалаев. Написали коллективное письмо к потенциальным спонсорам… К сожалению, воз и ныне там.
— А варианты работы в родном городе помимо двух сезонов в штабах Владимира Вуйтека и Зинэтулы Билялетдинова в 2003-2005 гг. были?
— Нет. Не было других предложений.
— Положа руку на сердце, что вы почувствовали в марте 1998 года в роли главного тренера «Крыльев Советов», когда «Ак Барс» стал чемпионом России?
— Честно скажу, порадовался за земляков. Команда была в полном порядке, заслуженно выиграла золото, все сложилось, а результат просматривался по ходу всего сезона. Тем более что многих ребят давно знал лично. Исключительно восторженные чувства, других не было.
— До сих пор Кубок Гагарина выигрывала команда исключительно под руководством отечественных специалистов – Зинэтулы Билялетдинова, Вячеслава Быкова и Олега Знарка. И никому из иностранцев это не удаётся, только Владимир Вуйтек брал золото с ярославским «Локомотивом», но то была другая эпоха. Значит, это объективный показатель?
— Меня это обстоятельство сильно радует, я всегда ратую за большее доверие отечественным специалистам, благо наш хоккей обладает огромным авторитетом. Да и своих тренеров у нас достаточно, вдвойне радует, что самый интересный, победный хоккей показывают именно команды с нашими тренерами. Только положительные эмоции может вызвать данный факт. А то уж очень резкий уклон пошёл в сторону приглашения иностранных специалистов в последние годы. Едва ли не впервые в истории КХЛ в этом сезоне иностранцы пострадали, когда многих из них отправили в отставку. До этого же их почти не трогали, это неправильно. Мы равняемся на НХЛ, так в ту лигу иностранных тренеров в принципе не пускают! Чем наш хоккей хуже, авторитет то никак не меньше, в том числе и на международной арене. Зачем же тогда устраивать повальное приглашение иностранных специалистов? У нас своих хватает, в том числе и молодых ребят, которые на практике доказывают, что умеют работать и добиваться результатов. Так что лично мне непонятен крен в сторону приглашения иностранцев главными тренерами клубов КХЛ.
— У наших хоккеистов есть свой профсоюз, а тренерам такое объединение нужно, ведь увольняют вас куда чаще, чем игроков?
— Это хорошее дело, даже попытки есть, пока под эгидой профсоюза хоккеистов. На самом деле нам нужно отдельное объединение, которое нужно всемерно развивать, чтобы отстаивать интересы наших тренеров.
— У вас порой мимолётны были варианты трудоустройства, зачастую всего несколько месяцев, как, скажем, с московским «Динамо», ХК МВД или «Сибирью»…
— В каждом моём случае были соответствующие обстоятельства. В «Сибири» у меня был очень хороший сезон, были пятыми в гладком чемпионате, в плей-офф прошли «Нефтехимик» на первом этапе… А вот в «Динамо» у меня были большие проблемы со здоровьем. Пришлось уделить этому внимание, хотя были и неважные результаты в начале сезона. Были даже предложения из других команд, но пришлось активно заняться своим лечением, на что ушел почти год. Серьёзные проблемы были, пришлось выбирать, без работы, конечно, нельзя, но без здоровья тем более. Поэтому просто был вынужден лечиться.
— Где сложнее работать тренеру — в столичных клубах с богатой историей или в провинциальных командах?
— Трудно сказать. Много самых разных факторов, прежде всего какая в данном клубе финансовая политика, какие кадры есть в наличии. Много составляющих, вот когда они складываются в единую картину, тогда и можно давать конкретную оценку.
— Есть челябинская школа тренеров: Сергей Михалёв, Геннадий Цыгуров, Валерий Белоусов, Андрей Назаров, а почему нет казанской? Есть Котов и всё, Всеволод Елфимов без работы, в родной команде трудятся помощниками Сергей Абрамов, Михаил Сарматин, в «Нефтехимике» — Айрат Кадейкин, Дмитрий Балмин, в «Ариаде-Акпарс» Ильнур Гизатуллин. Маловато будет именно главных тренеров…
— Так ведь тренеров, как и игроков, готовить надо! Обращать внимание на таких специалистов. Зачастую во главе угла стоит результат, в таких обстоятельствах проще пригласить специалиста со стороны, нежели ждать, когда свои опыта наберутся…
— А как у вашей нынешней команды «Югры» с чисто хоккейными перспективами, не сложно за Полярным кругом конкурировать с биатлоном?
— В Ханты-Мансийске стоит задача развития хоккея, никто от нас не требует непременно бороться за Кубок Гагарина, команда-то совсем молодая. Бюджет скромный, по деньгам мы занимаем примерно 18-21-е место. По одёжке протягиваем ножки. Так что перспективы у «Югры» есть.