Пресс-центр
Доминик Граняк: Я – слушатель, а не рассказчик
Быть капитаном оказалось не так сложно
— На прошедшем в Германии Deutchland Cup Владимир Вуйтек доверил вам роль капитана. Сильно удивились?
— Конечно, ведь в сборной Словакии полно опытных ребят, поэтому, когда Вуйтек объявил о своем решении, был в недоумении. До этого капитанскую повязку надевал всего несколько раз на уровне юниорских и молодежных сборных, а в клубах еще никогда не играл с буквой «C» на груди. Почему главком выбрал меня? Понятия не имею, я ведь никогда ранее не играл под его руководством, возможно, он просто посмотрел, что под знаменами сборной я провел 124 игры, и поэтому решил доверить эту миссию именно мне.
— Можете поделиться впечатлениями?
— Признаться, поначалу и сам толком не мог представить, справлюсь ли с новой обязанностью. Я ведь скорее тихий парень, нежели заводила. Но в итоге все оказалось отлично: собралась хорошая компания молодых ребят и в тех матчах, начиная с первой игры, нам постоянно везло. Поэтому мне было легко. Даже не приходилось в раздевалке ни на кого повышать голос или что-то в этом роде.
— Раз пан Вуйтек увидел в вас капитана — значит, у вас есть задатки лидера. Вы — компанейский человек?
— Думаю, да.
— У вас много друзей?
— Везде, где играл, остались друзья: и в родном словацком городке Тренчине, где рос, и в Праге, и в Швеции и, конечно, в России. Но самых верных, на которых могу положиться в любой ситуации, всего несколько человек. Если не брать в расчет брата, то мой лучший друг — это парень, с которым мы вместе выросли в Тренчине, его зовут Миро. В детстве он играл в хоккей, но сейчас к спорту не имеет отношения. Из хоккеистов отлично нахожу общий язык с Михалом Вондркой, с которым играли в пражской «Славии», ладим с ребятами из «Динамо» — Филипом Новаком, Марком Квапилом и Якубом Клепишем.
— Где-то читал, что ваш лучший друг — Роман Червенка.
— Он — классный парень, мы с ним знакомы еще с тех времен, когда вместе выходили под знаменами «Славии», но не сказал бы, что он мой лучший друг.
— А с Марианом Габориком поддерживаете отношения?
— Как правило, встречаемся летом, вместе где-нибудь тренируемся в Тренчине, но такого, чтобы мы созванивались или как-то поддерживали связь, этого нет.
— Раскройте карты, у кого в «Динамо» самое смешное прозвище?
— Возможно, это не то прозвище, которое все бы часто использовали, но иногда Дениса Мосалева называют «собака». Сам не знаю, откуда оно возникло, но Денис не обижается.
— К вашей колоритной фамилии что-нибудь интересное тоже придумали?
— Честно говоря, ничего особенного: вариации от сокращенного имени, например, Доми или Домино. Хотя наш генеральный менеджер Андрей Николаевич Сафронов, когда я впервые пришел к нему, обращался ко мне «Дима».
Не хочу однажды проснуться и подумать: неужели жизнь пролетела?
— Рады, что в «Динамо» перешел Якуб Клепиш?
— Не то слово, мы ведь знакомы с тех пор, когда еще мальчиками начинали играть в «Славии». Он очень юморной парень. С другой стороны, когда пришел Якуб, команду покинул Юрай Колник, поэтому немного грустно. Но это хоккей. Юрай полетел в Канаду, у него жена оттуда родом, вместе живут в Монреале. Надеюсь, что со здоровьем у него будет все нормально, и он заиграет в Швейцарии, где провел несколько сезонов до этого.
— Провели Клепиша по городу, показали ему Москву?
— Сам еще не чувствую себя здесь, как рыба в воде. Конечно, ориентируюсь в столице гораздо лучше, чем в прошлом году, но гидом быть рановато. Показал Якубу все, что необходимо, а там сам освоится. К тому же мы вместе с ним и Новаком живем в Словацком доме, что облегчает жизнь — например, можем вместе ездить на тренировки.
— Вы говорили, что в Москве трудно адаптироваться — бешеный ритм. Но любимые места уже успели появиться?
— Москва — огромный город, к жизни в котором мне на самом деле было сложно привыкнуть. Но теперь чувствую себя здесь куда комфортнее и удобнее. Домашние игры «Динамо» проводит в «Лужниках», и мне нравится прогуливаться по парку, который там расположен, еще люблю бывать на Воробьевых горах, и, конечно, на Красной площади.
— Есть в России какие-то вещи, которые никак не можете понять?
— В Москве все постоянно куда-то спешат. Но это — проблема многих мегаполисов. Не то, чтобы я не мог этого понять, просто трудно привыкнуть к такому ритму, да и зачем? Человек перестает наслаждаться каждым днем и жизнью в целом. А я стараюсь радоваться прожитой секунде. Не хотелось бы через 15 лет проснуться и подумать: неужели вся жизнь пролетела, а я и не заметил?
— Читал, что вы обожаете кататься на велосипеде.
— И это чистая правда. Но в Москве еще ни разу не пробовал. Наш Словацкий дом расположен в центре, и я не могу представить, где там можно покрутить педали — кругом один бетон. В Словакии — другое дело, дома летом я каждый день на велосипеде.
— Раз мы вспомнили Словакию, скажите, за местной экстралигой следите?
— Лишь периодически просматриваю результаты матчей, турнирные таблицы. На онлайн-трансляции нет времени. За кого болею? Конечно, за «Дуклу Тренчин». Небезразлична и ставшая родной чешская «Славия». В прошлом году «Спарта» играла не ахти, а в этом году не ладится у «Славии». Этот сезон для нее, кажется, самый худший. Еще интересно наблюдать, как развиваются события в шведской экстралиге и НХЛ. Опять же, матчи, сидя у телевизора, не смотрю, просто включаю ТВ и одним глазом наблюдаю. Когда бываю в Словакии, люблю сходить на игру какой-нибудь юниорской лиги.
— И как оно в роли болельщика? Комментируете события на льду?
— Нет, веду себя тихо и не люблю, когда сидящие рядом меня постоянно о чем-нибудь спрашивают или комментируют. Если выбираемся на хоккей с папой, ситуация такая же — о хоккее особенно не говорим, просто молча наблюдаем.
— В Интернете про себя читаете?
— Нет. Разве если даю интервью, потом стараюсь отследить, чтобы слова были переданы верно. В Словакии в большинстве случаев с этим проблем нет. А в России пару раз случалось, когда мою речь с английского переводили на русский неточно.
НХЛ для меня — не перевернутая страница. Я ее даже не начинал читать
— Я немного удивился, когда узнал, что в КХЛ вы могли заиграть не в прошлом году, а годом ранее. Но отказались от предложений в пользу шведской Элитсерии. Объясните?
— В тот момент, когда меня пригласили в КХЛ, мы еще доигрывали полуфинал в Швеции, у нас был шанс победить. Мне не хотелось тогда думать о переходе. К тому же я не был до конца уверен в желании попробовать свои силы в России. Было решено взять тайм-аут и дать ответ после чемпионата мира. На первенстве планеты сборная Словакии выступила не лучшим образом, и новых предложений мне не поступило, а прежние были уже не актуальны. Поэтому и решил задержаться в Швеции. Правда, пришлось расстаться с «Фэрьестадом» (менеджер клуба был заинтересован в моих услугах, но когда узнал, что меня «заманивают» в Россию, взял других игроков) и я, в конце концов, поставил подпись под контрактом с «Рёгле» — самым слабым клубом в чемпионате. Но был этому рад: в такой команде, чтобы тебя заметили, надо играть на голову выше.
— Вашей карьере можно только позавидовать: со «Славией» вы стали чемпионом Чехии, с «Фэрьестадом» со второй попытки выиграли шведский чемпионат, неплохо для вас складывается сезон в «Динамо». Но почему в вашей биографии нет НХЛ?
— Сложный вопрос. Когда мне исполнилось 18, возможность попробовать свои силы в юниорской лиге Канады у меня была, но я тогда знал, что хочу попытать счастья в Чехии, где, как вы правильно сказали, в составе «Славии» я стал чемпионом. А потом мой хоккейный путь пролегал по европейским дорогам. Да еще мне кажется, что для НХЛ я не особенно подхожу габаритами: как защитник я не достаточно высокий, не слишком крепкий парень. — Неужели НХЛ для вас — перевернутая страница? — Я бы эту страницу не переворачивал. Если у меня появится шанс, непременно им воспользуюсь. Перевернутая страница — это, возможно, для тех, кто там однажды играл и потом вернулся в Европу. А я ее еще не начал читать.
— Так что же сейчас в голове у Доминика Граняка, о чем вы мечтаете? Хотя постойте, кажется, знаю: Кубок Гагарина?
— Это было бы супер, им грезит каждый хоккеист КХЛ. Вторая мечта — чтобы сборной Словакии в этом году удалось выиграть медали любого калибра на чемпионате мира. В 2002 и 2003 годах словаки получили «золото» и «бронзу», а я начал играть за сборную лишь в 2004 году, когда у нас, кажется, началась черная полоса. С тех времен с чемпионатов мира мы возвращались с пустыми руками.
— Не будем загадывать наперед, но у «Динамо» есть все шансы в этом сезоне получить заветную награду. А дальше что?
— Хороший вопрос. Никто не говорит, что если мы дойдем до цели, то это — финиш. Победа — самый главный стимул, ради нее мы и играем. Меня хоккей сильно увлекает, и в настоящий момент не могу представить, чем еще мог бы заниматься. Если нам удастся победить в этом году, у меня лично нет страха, что не захочется выиграть Кубок снова.
— На сегодня какие ваши лучшие хоккейные воспоминания?
— Это конечно те титулы, которые мы выиграли со «Славией». Также вспоминаю мой первый чемпионат мира. Мне было всего двадцать лет, за год до этого я еще играл в юниорской лиге, а потом уже был в одной раздевалке с Павлом Демитрой, это просто супер. Тренеры в меня верят и это вдохновляет
— Среди защитников «Динамо» вы — лидер. В чем секрет вашего успеха? Ведь играют в хоккей многие, а получается у единиц.
— В первую очередь, в доверии тренера. Я получаю достаточное количество игрового времени на льду. И мне играется гораздо лучше, если знаю, что тренер верит в меня. Даже, если что-то не получается, меня не посадят на скамейку запасных, всегда дадут шанс.
— А как добиться, чтобы тренер в тебя поверил? Ведь и с Владимиром Ружичкой в «Славии» у вас было полное взаимопонимание.
— Думаю, на льду мне удавалось выполнять все, что от меня ожидали. Кстати, Ружичка и Знарок чем-то похожи. Они оба — личности, которых я сильно уважаю. Мне очень интересно играть под руководством этих людей.
— Вы однажды говорили, что Ружичка настолько эмоционален, что подчас не контролирует себя. А Знарок умеет держать себя в руках?
— Олег эмоции контролирует намного лучше, но при этом тоже может как следует рассердиться, повысить голос. Но в отличие от чешского коллеги, он думает, прежде чем сделать. А Ружичка, что первое придет ему в голову, то и сделает. Ему все равно, как это выглядит со стороны или что о нем скажут окружающие. У него есть свое мнение, и его не переубедить.
— Упрямый?
— Не без этого. Но в хоккее это отличное качество. Когда у тренера есть свое мнение и он делает то, что считает нужным — это огромный плюс. Знарок такой же. Хуже, когда тренер сегодня скажет так, а завтра иначе. С другой стороны, Ружичка кричит гораздо больше, а Олег только тогда, когда для этого есть причина. При всем при этом оба пользуются большим уважением в коллективах, игрок запросто может подойти, спросить совет. Знарок — честный, если человек заслужит критику, он ее получит, но если тренер видит, что у хоккеиста что-то не получается — не «топит», а старается помочь. — В этом году на вашем счету пять заброшенных шайб, в вас открылся бомбардирский талант? — Мог бы забивать еще больше, ведь, как уже сказал, тренеры дают мне шанс на льду, выпускают играть в большинстве. С другой стороны, не думаю, что я отличный бомбардир. Хотя, признаюсь, над броском работаю: на каждой тренировке, даже после ее окончания, вместе с Янне Яласваарой бросаем по воротам. Но одно дело бросать по пустым воротам, а другое — когда играешь «пять на пять».
— Если бы вам предложили исполнить буллит...
— ...я бы с удовольствием согласился. Хотя не часто случается, чтобы защитники исполняли буллит. В «Динамо» хватает ребят, которые это сделают куда лучше, тот же Марек Квапил, Якуб Клепиш, Вячеслав Козлов или Денис Мосалев, Константин Горовиков, Сергей Соин.
Сердце пока свободно
— Болельщикам всегда интересно узнать чуть-чуть больше дозволенного, и о частной жизни в том числе.
— В данный момент девушки нет: расстались после трех лет отношений. Но я не тот тип, который меняет подруг, как перчатки. Пока меня все устраивает, в некоторых вещах так даже и лучше. Конечно, не хотелось бы оставаться холостяком до конца дней. Но жизнь идет своим чередом, если появится та, с которой мне будет хорошо, буду только счастлив.
— Что скажете о русских девушках?
— Они очень красивы, и таких красавиц здесь столько — здорово!
— Фанатки, наверное, одолевают.
— Не сказал бы, что их очень много. Думаю, всего несколько человек, ведь я же не звезда.
— Не скромничайте, на днях на сайте Словацкой федерации хоккея прочитал заметку: по результатам опроса на самого сексуального игрока вашей сборной вы заняли первое место.
— Голосование в Интернете — не очень прозрачная штука, кто знает, может там было всего два-три человека, которые отдавали голос за меня, вот я и выбился на первое место. Хотя не скрою, мне очень приятно оказаться в лидерах подобной номинации.
— Чтобы потенциальные претендентки могли оценить свои шансы, поведайте, какие типы женщин вам нравятся?
— Абсолютно не важно, блондинка она или брюнетка, главное — естественная красота. Люблю веселых, не слишком серьезных и не заносчивых.
— Спрошу иначе, думаю, этот вопрос поможет четче описать ваш вкус. С кем из знаменитостей вы хотели бы оказаться в постели?
— О, могу долго перечислять. Мне нравится модель Андриана Лима, сербская теннисистка Ана Иванович, или, например, актриса Ева Мендес.
— Неплохой выбор. Расскажите о своем характере. Что, например, вас способно вывести из себя?
— Надменные, эгоистичные люди, которые ни о ком не думают.
— Как бы сами себя охарактеризовали?
— Мягкий. Не люблю конфликты: ни физические, ни словесные, не люблю ни с кем ссориться, в целом я спокойный, по характеру — интроверт. Меня не особенно слышно в кругу друзей. Я, конечно, люблю компании, людей вокруг себя, но я не тот, который привлекает внимание. Скорее я слушатель, нежели рассказчик.
— Какой самый счастливый день в вашей жизни?
— Не смогу назвать один день. Я рад, что у меня надежный тыл дома: любимая семья, брат. Я занимаюсь делом, от которого получаю неимоверное удовольствие, поэтому я — абсолютно счастливый человек, который доволен всем, что у него есть.
— Раз мы беседуем накануне праздников, позвольте поинтересоваться, как планируете отметить Рождество?
— Рождество отпразднуем на льду — в этот день у нас игра в Екатеринбурге с «Автомобилистом». Поэтому посидеть за столом не удастся. А на Новый Год поеду домой в Словакию, с родственниками хотим выбраться в горы.
— Подарки уже приготовили?
— Еще ничего не купил, но кое-какие идеи на этот счет есть.