Пресс-центр
Алексей Кудашов: Счастлив, что играю за «Динамо»
Алексей Кудашов в 20 лет стал капитаном «Крыльев Советов». С того времени прошло еще 20 лет, а Алексей по-прежнему «капитанит». Только теперь уже в московском «Динамо». В клубе, за который болел с детства.
– Алексей, в прошлом сезоне ты удивлялся удачному выступлению ХК МВД. Сейчас московское «Динамо» удивляет не меньше. В чем причина такого успешного выступления?
– Если одним словом, то – в трудолюбии. Причем это относится ко всем: и к руководителям клуба, и к тренерам, и к игрокам. Понятно, что в слово «трудолюбие» я вкладываю очень много понятий. Это и самоотдача, и выполнение всех установок, и тренировочный процесс.
– Получается, что у Знарка с Витолиньшем есть какая-то своя система, которая в течение уже второго сезона работает и не дает серьезных сбоев?
– Видимо, так оно и есть. Об этом стоит задуматься.
– Уже можно сказать, что в России появился тренер, у которого своя философия игры?
– Можно. Потому что Олег Валерьевич отличается от других тренеров своим подходом, эмоциональным зарядом, тренировочным процессом.
– Ты второй раз за карьеру приходишь в «Динамо». Можешь вспомнить, как попал первый раз в динамовский клуб в 1999 году?
– Я пришел в «Динамо» из казанского «Ак Барса». Так получилось, что до этого я пересекался с Зинэтулой Хайдяровичем в сборной, где мы с ним и познакомились. Билялетдинов пригласил меня в динамовский клуб. Никогда не забуду слов Виталия Семеновича Давыдова, сказанных им применительно к московскому «Динамо»: «Театров много, но Большой только один. И он находится в Москве». На самом деле, после пяти лет, проведенных за границей и одного года в казанском «Ак Барсе», уже хотелось вернуться домой, поближе к родителям. Соскучился. Хотел больше бывать дома. Кроме того, «Динамо» – это очень серьезная организация. И в то время, и сейчас.
– Интересно было работать с Билялетдиновым?
– Интересно. Билялетдинов был последователем Юрзинова. Та же фундаментальная работа, та же требовательность, та же школа. Плюс добавились какие-то энхаэловские моменты. У нас в команде была тогда очень позитивная атмосфера.
– Работники базы вспоминают, что зимой не надо было даже снег убирать, потому что хоккеисты все утаптывали во время тренировок. Так и было?
– Наверное. Мы очень много тренировались.
– В первый же свой сезон в «Динамо» ты стал чемпионом России. Помнишь свои ощущения от той победы?
– Понимаете, на самом деле у меня сбылась мечта. Я ведь с детства болел за «Динамо» и хотел туда попасть. Играть за свой любимый клуб, да еще стать с ним чемпионом – ощущения непередаваемые.
– То, что в конце карьеры ты снова оказался в «Динамо» - это подарок судьбы?
– Приятный зигзаг судьбы, от меня совершенно не зависящий. В любом случае я счастлив, что играю за «Динамо».
– На матч с «Ак Барсом» на Ходынку пришло около 12 тысяч зрителей. Удивился болельщиков?
– На самом деле я был удивлен, увидев пустые места на трибунах. Надеялся, что дворец забьется до отказа. Во-первых, «Динамо» – лидер чемпионата. А во-вторых, всегда интересно посмотреть на игру «Ак Барса» – законодателя моды в нашем хоккее. Очень любопытное противостояние.
– Где тебе больше нравится играть: на Ходынке или в Лужниках?
– Если говорить с технической точки зрения, то Ходынка, конечно, вне конкуренции. А если с душевной – теплее все-таки играть в Лужниках. «Мегаспорт» – современный стадион, с хорошим льдом, раздевалками, светом. Но я много времени провел в Лужниках, привык к ним, они стали родным домом. Да и хорошие воспоминания связаны у меня с этим дворцом.
– Какие команды в нынешнем чемпионате тебе больше всего нравятся по игре?
– Мне очень понравилось, как Казань против нас сыграла: грамотно и очень собранно. «Сибирь» оставила приятное впечатление. «Салават» с нами сыграл в свою силу. Когда уфимские хоккеисты хотят кого-нибудь обыграть, они становятся очень сильной командой. Просто у них иногда бывают спады, которые можно объяснить только какими-то внутренними неурядицами. А вообще, очень много команд подтянулось к лидирующей группе. Чемпионат выравнивается. Сегодня нельзя назвать явного фаворита КХЛ.
– Кто-то в этом сезоне может выстрелить, как это сделал ХК МВД в прошлом чемпионате?
– Я вижу двух претендентов на эту роль – «Сибирь» и «Югра».
– Откуда у тебя еще находятся силы и желание тренироваться, выходить на лед?
– Во-первых, я очень люблю хоккей. До сих пор еще не наигрался. Постоянно благодарю Бога, что имею возможность каждый день тренироваться, не говоря уже о самом выступлении в чемпионате КХЛ. Потому что, когда выхожу на лед перед игрой, испытываю колоссальное удовольствие. Конечно, я понимаю, что уже не тот игрок, что был раньше. Но это все равно никак не влияет на мои позитивные ощущения.
– Цыгуров мне как-то рассказывал, что когда он долго находился дома без дела, то начинал срываться на близких. А ты, когда остаешься без хоккея, как реагируешь?
– Уже через две недели в отпуске я испытываю дискомфорт. И жена понимает, что надо готовиться к буре (смеется). На самом деле происходит определенная ломка. Ты привыкаешь к одному режиму дня, а тут все вдруг оказывается по-другому.
– Александр Овечкин вспомнил историю, как он вместе с Александром Савченковым, когда ты покидал «Динамо», вынесли тебя из раздевалки на плечах. Помнишь тот момент?
– Помню. У нас был очень дружный коллектив. Ребята меня таким образом решили поддержать. Получилось весело. Самое главное, им это было небезразлично. И мне тоже. Хотя это была шутка, но даже такой шутке не каждый удостаивается.
– Какие успехи сейчас у твоего сына в хоккее?
– Он занимается в динамовской школе. Начал лучше кататься.
– Ты с ним дополнительно занимаешься?
– Нет. Считаю, что в таком возрасте важно не отбить охоту у ребенка. Мы с ним просто делаем то, что ему нравится. Все построено на позитиве. Ему вполне достаточно часа в день, когда тренеры заставляют его делать вещи, которые, возможно, не всегда ему нравятся. Я стараюсь пока не нагружать сына лишними заданиями.
– Заняться хоккеем – это было желание сына или его родителей?
– Естественно в этом возрасте родители подталкивают своих детей. Но когда ребенок постоянно видит шайбы, клюшки, лед, папу, который занимается хоккеем, то на этой стадии у сына, по-моему, просто нет другого выбора (улыбается). Мы отталкивались от того, в какой области я больше всего могу ему помочь. Естественно, это хоккей. Хотя на самом деле он еще занимается у нас шахматами и теннисом. Ходит в секции. У нас дома есть все для спорта, начиная от баскетбольного кольца и заканчивая столом для пинг-понга. Если покопаться, дома можно даже бейсбольные биты найти.
– Вспоминая свое детство, как думаешь, сын лучше тебя катается?
– Начнем с того, что я в этом возрасте вообще не умел кататься. В дворовую команду я пошел только в шесть лет. Просто время серьезно поменялось. Сыну еще и шести нет, а он уже делает упражнения на одной ноге, на двух, развороты, перевороты. Да и с шайбой хорошо ладит. Времена меняются. Хаванов Сашка, по-моему, вообще начал играть в хоккей, когда школу заканчивал. Сейчас такое уже немыслимо.
– Когда ты выступал за ХК МВД, я не раз видел тебя во время матчей сидящим на трибуне и что-то записывающим в свой блокнот. Выполнял тренерское задание? Или что-то для себя лично подмечал?
– Это я для себя помечал. Какие-то свои наблюдения, заметочки.
– А это правда, что у тебя есть конспекты по работе Хейккиля в ярославском «Локомотиве»?
– Правда.
– Начал заниматься «конспектированием» только в Ярославле?
– Вы знаете, у меня в карьере были тренеры, которые уже давно предлагали мне заняться «конспектированием». Еще начиная с Игоря Ефимовича Дмитриева. Помню, и Юрзинов Владимир Владимирович говорил мне: «Записывай все, что делаете на тренировках. Может пригодиться в будущем». И это правильно. Ведь никто не знает, кем он будет после окончания хоккейной карьеры. Поэтому я в свое время взял тетрадку и стал потихонечку записывать. Не скажу, что это было давно, но есть какие-то записи.
– Сейчас, наверное, у тебя скопилось уже приличное количество этих конспектов?
– Ну не очень уж и много, но несколько тетрадок имеется.
– Оглядываясь назад, ты доволен, как складывалась твоя карьера до сегодняшнего дня?
– Если оценить в целом, то надо радоваться тому, что у тебя есть на данный момент. Можно сказать, что в какой-то части моя карьера была успешной, а в какой-то – нет. Если же смотреть глобально, то я ничего не достиг в хоккее. Как можно быть довольным, если была возможность выиграть олимпийские медали, медали чемпионата мира, но этого так и не произошло?! Или как относиться к тому, что так и не удалось заиграть в НХЛ?! Винить тут некого кроме самого себя.
– С другой стороны были завоеваны золотые медали чемпионатов России и Германии.
– Конечно. Это положительные моменты. Поэтому если смотреть спокойно, я в основном удовлетворен своей карьерой. Но, к сожалению, с национальной командой мне выиграть ничего не удалось. Вообще, тема сборной – самый больной для меня вопрос.