Пресс-центр
Доминик Граняк: Для Шуплера я оказался маленьким
Защитник московского "Динамо" и сборной Словакии Доминик Граняк рассказал, как будучи уроженцем Чехии стал выступать за Словакию и вспомнил, как в "Дукле" его не приметил Юлиус Шуплер.
КТО ЖДАЛ ОТ ГЕРМАНИИ ТАКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ?
– Для вас нынешний чемпионат мира стал уже восьмым кряду. Каковы были ваши ожидания перед турниром?
– Ожидания, конечно, были выше, чем в предыдущие годы. Здесь нам удалось собрать как никогда очень сильную команду – в Братиславу приехали почти все сильнейшие словацкие хоккеисты. Эту сборную можно сравнить с той, которая была у нас в локаутный сезон.
– Вы знаете, что с 1986 года хозяева чемпионатов мира никогда не выигрывали золотые медали?
– Конечно, я знаю это как раз с 1986 года (смеется). Уже прошло 25 лет. Последние годы чемпионаты мира для хозяев действительно не складываются. Но мы постараемся прервать эту традицию.
– Вы все еще надеетесь на золото (беседа состоялась за день до игры с Чехией. – Прим. "Чемпионат.ру")?
– Да, мы продолжаем в это верить, хотя ситуация действительно не из легких. У нас впереди еще три игры, и как минимум две из них нам необходимо выиграть. Верю, что нынешней сборной это по силам.
– А вы могли предположить, что стартовые матчи сложатся так тяжело для вашей команды?
– Конечно, ожидали. Но, тем не менее, мы рассчитывали на победы и никак не думали, что на первом этапе финишируем на третьей строчке. Наоборот, стремились бороться только за первое место. Думали, нашим основным соперником станет Россия. Но Германия преподнесла настоящий сюрприз. Все знали, что против немцев будет сложно, но кто же думал, что они обыграют и нас, и русских.
– А с какими проблемами вы столкнулись в матче с Россией?
– В первую очередь, с психологическими. Мы знали, что нам крайне необходимы очки. А второй проблемой стали наши удаления. Мы столько времени провели в меньшинстве! Из-за этого игроки проводили длинные смены, уставали. Когда Никулин забросил третью шайбу, наша команда вообще действовала втроем.
– Но первые игры наша команда провела не слишком удачно.
– Мы знали, что Россия прибавит. Она всегда лучше играет против сильных команд. Вот и с нами показала хороший хоккей. Хоккей техничный, комбинационный, т.е. тот, который от вашей команды все ждут.
– По ходу игры со Словакией у России в воротах появился Константин Барулин. Запомнили его по нынешнему сезону в КХЛ?
– Он провел великолепный сезон. И честно говоря, я удивился, когда узнал, что на матч с нами выйдет Евгений Набоков.
– Вы наверняка рассчитывали сыграть не только со сборной Россией, но и с Латвией, которую тренирует Олег Знарок. Удивлены результатом латышей?
– Еще бы. Ведь они очень прилично выглядели против чехов и финнов. У последних вообще могли выиграть. И тут такой неожиданный результат с Данией, которая в стартовых матчах не показала ничего особенного. Мне очень жаль сборную Латвии. По игре они заслужили право сыграть во втором раунде. Очень обидно за Олега и Хариса. Но это спорт.
– Тем временем, вам в первом матче второго этапа предстоит своего рода дерби против Чехии. Это будет битва?
– В первую очередь для нас. Мы видели, как чехи играли на первом этапе. Они выглядят здесь очень солидно. Но у нас ноль очков, и теперь каждый следующий матч для нас вдвойне важнее предыдущего.
ЛУЧШИЙ ДРУГ – ЧЕРВЕНКА
– Для вас игра с Чехией должна быть еще более принципиальной. Вы ведь родились в Чехии.
– Да я родился в Гавиржове, но мои родители переехали в Словакию, когда мне исполнился один год. Тогда у нас была одна страна, и никаких проблем с переездом не было. Все свое детство я провел в Словакии, поэтому и играю за сборную этой страны. У меня осталось много родственников в Чехии. Это и двоюродные братья, и моя бабушка. Многие мои друзья выступают за чешскую сборную. Но я чувствую себя словаком.
– Но с юного возраста вы играли именно в Чехии, а конкретно в пражской "Славии". Как попали в этот клуб?
– В 17 лет я выступал за молодежную команду "Дуклы" из Тренчина. И когда настало время переходить во взрослый хоккей, я так и не получил шанса в моем родном клубе. Поэтому и было принято решение отправиться в Чехию. Можно сказать, я остался дома – у нас почти одинаковый язык, одинаковый менталитет. Первый год в "Славии" провел в молодежной команде, а потом Владимир Ружичка предоставил мне возможность закрепиться в основе. Я сыграл три матча, после которых и подписал свой первый профессиональный контракт. Думаю, если бы остался в Тренчине, так бы и закончил с хоккеем. Кстати, тогда "Дуклу" тренировал Юлиус Шуплер. И в то время он предпочитал габаритных защитников, а я этим не отличался. Но мне грех жалеть о своем выборе. Время, проведенное в "Славии", – один из лучших периодов моей карьеры. А еще в Праге я поступил в университет.
– Кого из нынешней сборной Чехии вы знаете лучше всего?
– В "Славии" я играл в одной команде с Романом Червенкой, Якубом Клепишем, который, к сожалению, не приехал в Братиславу. Знаком и со всеми остальными. Хотя бы раз, но выходил на лед против каждого из них. Особенно часто это приходилось делать в локаутный сезон. Тогда даже Ягр первую половину сезона выступал в Чехии. Ну а за последний год в Москве часто общался с Петром Чаславой, Яном Мареком. Но лучший друг из чехов – это Червенка. Мы проводили вместе почти все время, когда играли в "Славии".
МОЙ УЧИТЕЛЬ – ГОРОВИКОВ
– До перехода в "Динамо" вы выступали лишь в трех клубах. Не относите себя к любителям часто менять обстановку?
– Никогда не задумывался об этом. Но могу сказать, что я был счастлив во всех клубах, в которых играл. Так же, как сейчас счастлив в "Динамо". Смена клуба – это перемены не только в хоккейном плане, но и в образе жизни в целом. Тебе приходится иметь дело со всем новым, в том числе и с новым языком. Например, когда выступал в Швеции, стал чаще использовать английский, хотя при этом учил и шведский. Приехал в Россию – теперь имею дело с русским, который уже понимаю. Если вы мне скажете что-то по-русски, я наверняка вас пойму. Пока проблема в том, чтобы сказать самому. Все-таки я много времени проводил с Мартином Штрбаком, Филипом Новаком. А мой учитель – это Костя Горовиков. Он обращается ко мне только по-русски. И благодаря ему я рассчитываю научиться говорить на вашем языке.
– А какую команду из тех, в которых приходилось играть, вы можете назвать самой сильной?
– Ой, это очень сложный вопрос. Кроме "Регле" – это довольно "маленький" шведский клуб – я играл в командах, от которых всегда ждали высоких результатов. За пять лет в "Славии" мы трижды играли в финалах, в "Фэрьестаде" я стал чемпионом Швеции, а в первый год мы дошли до полуфинала. "Динамо" также можно отнести к большим клубам с давними традициями. Поэтому я не смогу ответить на этот вопрос. Для меня дороги все клубы, даже "Регле". Да, это маленькая организация, но там работают отличные люди, и я провел там замечательный год.
– Вы становились чемпионом Чехии и Швеции. Может быть, пришло время выиграть Кубок Гагарина?
– Это было бы замечательно. Но КХЛ – это очень сильная лига, уровень хоккей здесь высокий. Клубов восемь претендуют на победу. Это Уфа, Магнитогорск, Казань, Санкт-Петербург. Но за это я и люблю русскую лигу. Потому что в каждом матче идет настоящая борьба.