Пресс-центр
Павел Валентенко: Мы – не плюшевые игрушки
Молодого защитника приглашали в клуб, естественно, с прицелом на перспективу. Однако сам Валентенко намерен доказать тренерскому штабу бело-голубых, что уже в нынешнем сезоне способен принести пользу команде.
- Играть в НХЛ – мечта практически всех молодых хоккеистов в России. Почему вы решили от нее отказаться?
- Когда уезжал, то, конечно, мечтал заиграть в НХЛ. Но проведя сезон в фарм-клубе «Монреаля», понял, что перспектив у меня практически нет, поэтому и принял решение вернуться на родину. К тому же родители очень хотели, чтобы я был поближе к ним.
- Вы отправились за океан без каких-либо гарантий. К тому же пробиться в основной состав «Монреаля» - задача не из легких. Может, стоило сначала здесь возмужать?
- Мне, наоборот, говорили, что чем раньше уедешь, тем будет легче. И у меня никаких сомнений не было. Да и сейчас свой отъезд ошибкой не назову. Полагаю, что задрафтованным молодым игрокам надо ехать в Северную Америку однозначно. В России им просто негде играть. Там же практики хоть отбавляй. Это отличная школа.
- А почему вы не последовали примеру того же Михаила Грабовского и не перешли в другой клуб?
- У нас были разные ситуации. У Михаила уже закончился контракт, и он мог выбирать. Я просил руководство «Монреаля» об обмене, но мне ответили, что хотят сохранить меня в своей системе. Обещали, что мое время придет через год-два. Столько ждать я не хотел.
- Чтобы вы посоветовали тем, кто только планирует отправиться за океан?
- Прежде всего, набраться терпения. И обязательно нужен характер. Если человек готов ждать и работать, то у него, скорее всего, получится. Понимаете, у каждого может сложиться своя ситуация. У меня вышло так, что я посчитал лучше уехать обратно в Россию, а Грабовский своего шанса дождался. Тут каждый сам должен решать. Но без тех качеств, о которых я говорил, заиграть в НХЛ не получится.
- У нас любят говорить о предвзятом отношении к русским.
- Лично на себе я этого не почувствовал. Слышал, что в других командах такое существует, но не более того.
- Какие-то иные варианты с возвращением в Россию, кроме «Динамо» у вас были?
- Были. Когда я решил уезжать, то попросил своего агента подыскать мне клуб. Он начал прорабатывать различные варианты, одним из которых было «Динамо». Я пообщался с Мишей (Грабовским – прим. автора), и он заверил меня, что это отличный клуб. После этого сомнений с выбором будущей команды у меня не осталось.
- Вас не терзали сомнения? Все-таки переход в новую команду по ходу сезона – не самый лучший вариант.
- Так и есть. Успел почувствовать это на себе. Последнее время перестал попадать в состав, но надеюсь, что мне еще выпадет шанс. Наверное, любому игроку требуется какое-то время, чтобы освоиться на новом месте. К тому же надо вспомнить, как играть на больших площадках.
- И в чем для вас заключается главная сложность?
- Здесь совершенно иной хоккей. Надо играть грамотно позиционно, а это ой как тяжело. Голова кругом от нападающих идет. Только и гадаешь, что они предпримут в следующий момент. Я уже привык играть жестко, в тело. Мог, если надо и под шайбу лечь, подраться, в конце концов. А тут все по-другому. Нападающих очень сложно«отловить» на силовой прием. Да еще и у судей трактовка отличается. В принципе я знаю свои слабости, поэтому моя основная задача – постараться их нивелировать.
- Кстати, что вы думаете по поводу драк?
- Понимаете, здесь за драку удаляют сразу до конца матча. Второй раз подрался – дисквалификация. В Канаде же за драку дают пять минут. Отсидел их и играй дальше. Это часть шоу, которая нравится болельщикам. Там только в последние минуты матча жестко наказывают за драку. Самое любопытное, что многим и у нас это нравится, но почему-то никто не переделывает правила. Поэтому соперники и стараются спровоцировать наших лидеров. Сыграть против них грязно. Но я думаю, что они очень сильно ошибаются, если думают, что им все будет сходить с рук.
- Так ведь бьют же. Почему не отвечаете?
- Надо различать жесткую игру и «грязь». Тренеры ставят перед нами задачу играть в хоккей, а не закатывать соперников под лед. Другое дело, что бывают моменты, когда без жесткого адекватного ответа обойтись невозможно. Мы – не мягкие плюшевые игрушки, которых можно безнаказанно бить.
- О силе вашего броска ходят легенды, а мы так и не видим убойных щелчков?
- Удобных моментов мало. Видимо, плохо выбираю позицию. Есть над чем поработать. В Канаде я тоже не сразу стал бросать. Потом пару раз получилось, стал чувствовать себя увереннее. Полагаю, и тут также со временем все придет.
- Хоккей в России как-то изменился за время вашего отсутствия?
- Нет. Да я и не так долго отсутствовал. Пожалуй, уровень команд выровнялся. Сейчас нет такой большой разницы между первой и последней командой Лиги.
- Разницу в подготовке к матчам заметили?
- Да. В Канаде ты принадлежишь сам себе. Никто за тобой не следит, но, если не будешь показывать результат, сядешь на лавку. У нас же хоккеистов «ведут», стараются оградить от всего, что может отвлечь. Я сейчас, наверное, выскажу непопулярную точку зрения, но мне российский подход ближе. При этом я без проблем могу поговорить с журналистом перед матчем – это мне не мешает.
- Тренировочный процесс в России по-прежнему отличается от того, с которым вы столкнулись в Канаде?
- На льду почти такой же. Отличается «земля». В Канаде почти не используют штангу. Основное внимание уделяют велосипеду.
- С чем это связано, по-вашему?
- Там просто считают, что, если тебе нужна штанга, то ты будешь с ней работать, а у нас к этому относятся как к чему-то необходимому.
- А в Канаде кто определяет, нужна штанга или нет?
- Тренер по физподготовке составляет общий график работы для всей команды, но, если он видит что игроку необходимо поработать дополнительно, то он составляет индивидуальную программу. Мне всегда хватало общей, поэтому как это бывает, я досконально не знаю. А вот установки на игру отличаются.
- Чем?
- Эмоциональностью. Поскольку тактика у всех команд одинаковая, то основной упор делается на поднятие боевого духа. Тренер старается завести игроков, чтобы они выходили на лед только с одной мыслью – разорвать противника.
- В последнее время идут жаркие дискуссии о том, что паузы, связанные с выступлением сборной в Евротуре, только мешают. Вы за или против?
- Да всем по-разному. Кому-то мешают, кому-то нет. Тут не угадаешь. Мне удобнее без пауз. Но, думаю, что в России всегда найдется тот, кто будет чем-то недоволен.