Пресс-центр
Денис Толпеко: Без эмоций нельзя победить
Страх перед соперником не означает поражения, а его отсутствие – не залог победы. Только игра расставляет все по своим местам. Однако лишь тот, кто готов выплеснуть всего себя ради победы, вправе рассчитывать на нее. Денис Толпеко из тех, кто вправе.
- Какие воспоминания у вас остались от Америки и правда ли, что в «Филадельфии» не любят русских?
- Я уехал играть в CHL в 18-летнем возрасте. Мой агент посоветовал мне не упускать такую возможность. И сейчас я совершенно не жалею об этом. Приняли меня отлично. Жил в американской семье вместе с канадцем, который у нас в команде вратарем был. Русских, кроме меня, не было, поэтому пришлось в срочном порядке осваивать язык, впитывал в себя все как губка. Утром ходил в английский класс, а днем ездил на тренировки. Правда, язык выучил в основном в раздевалке. Местные ребята здорово мне помогали. Подсказывали, когда я что-то неправильно говорил. Первое время все вокруг было непривычным. Больше всего меня поразило после Москвы, что никто не суетится, не бежит куда-то сломя голову. И еще удивила приветливость американцев. Со временем, конечно, к этому привыкаешь и воспринимаешь такое поведение как само собой разумеющееся. Через какое-то время поймал себя на мысли, что сам начал всем улыбаться. Не могу утверждать за всех, но ко мне относились действительно хорошо. В Америке я прошел отличную школу, в которой меня научили дисциплине и ответственности. Что же до «Филадельфии», то утверждение о том, что там якобы не любят русских – чистейшей воды выдумки.
- Об НХЛ с детства мечтали?
- Конечно. Да вы любого парня спросите, и все подтвердят, что хотели бы заиграть в НХЛ.
- Однако вы фактически сами отказались от своей мечты. Поняли, что расти как хоккеист можно и дома?
- Пожалуй. С созданием КХЛ многое изменилось. Сюда приехали высококлассные мастера, уровень лиги вырос. Тем более и условия заметно улучшились. Перспектива играть дома, совершенствуя свое мастерство и зарабатывая при этом неплохие деньги, выглядела, согласитесь, весьма привлекательно. Уровень зарплат в АХЛ и КХЛ отличается как небо и земля.
- Тогда ради чего многие соглашаются играть в АХЛ?
- Чтобы попасть в НХЛ. Те, у кого по каким-то причинам не получилось, уезжают. Там все идет по кругу. Никто особенно не задерживается в АХЛ.
- Какой фактор превалировал при принятии вами решения о возвращении на родину?
- На 70-80% - желание играть в Москве. Я родился и вырос в этом городе. Здесь живут мои родители, друзья. За пять лет я соскучился по России.
- Мысли связать свою жизнь с Америкой не возникало?
- Нет. Сначала мне все нравилось. Там правда очень комфортно жить, но через пару лет я понял, что это страна не для меня. Я – русский, и мой дом здесь.
- Вы всегда стремились играть в командах, которые исповедуют силовой хоккей?
- Почему вы так решили?
- Достаточно посмотреть на перечень клубов, в которых вы выступали: «Витязь-2», «Филадельфия». Да и «Динамо» никогда не считалось плюшевой командой.
- (Смеется). А ведь и правда. Кстати, «Сиэтл» тоже был очень боевой командой, и спуска мы никому не давали. Хотя называть меня силовым форвардом, наверное, все-таки неправильно. Я никогда не был приверженцем жесткого хоккея. Просто если выпадала возможность провести силовой прием, то проводил, а сейчас это у меня уже в крови.
- Вас уже во второй команде «Витязя» приучили играть в тело?
- От столкновений мы не уходили, но такого акцента, как сейчас в их основной команде, не было.
- В Америке из вас тафгая не пытались сделать?
- Да не было такого. Посмотрите на мои габариты. Разве я похож на тафгая? Подраться и дать отпор я могу. Пару раз такое случалось, но это же не повод говорить обо мне как о бойце. Если меня или моих партнеров задевают, то стоять в стороне я точно не буду. Мне еще в детстве отец объяснил, что нельзя позволять себя бить.
- Что вас по возвращении больше всего удивило в российском хоккее?
- Судейство. В плане того, что здесь арбитры трактуют силовую борьбу совсем иначе. Я не говорю о грубости. Речь о чистых силовых приемах. Например, в игре с «Ладой» я сыграл абсолютно чисто. Игрок меня видел, и я просто завершил силовой прием, когда он был еще с шайбой. Причем бил левым плечом, а клюшка была в правой руке. Он своей же клюшкой попадает себе в лицо, разбивает нос, а меня судья удаляет. В Америке такой прием посчитали бы абсолютно чистым. Это 100%.
- Судья вам объяснил мотивы своего решения?
- Спорить с судьями, если они приняли решение – бесполезно. А в том моменте он сказал, что была игра высоко поднятой клюшкой. Хотя сначала он не поднял руку. Только после того, как увидел, что тольяттинец лежит и у него разбито лицо, свистнул. Мне кажется, что в России судьи судят по последствиям приема, а не по чистоте его исполнения. В этом, пожалуй, и заключается главное отличие.
- Здесь сложнее поймать игрока на силовой прием?
- Сложнее. Площадки больше, стиль игры другой. Там вперед-назад или по диагоналям играют, а здесь на виражах. Игроки стараются держать соперников перед собой. Защитники тоже действуют по-другому. Заметил, что они специально пропускают форвардов при вбросе шайбы в зону и идут на него вдвоем.
- Какие-то еще нюансы отметили для себя уже?
- В России не завершают силовые приемы. Игра в тело отнимает очень много сил и энергии. То есть, если ты пару раз прокатился мимо и не ударил, то сэкономил силы. На больших площадках это важно. К тому же силовые приемы здесь не играют такой роли как в Северной Америке, поскольку стиль игры иной. Хотя и в КХЛ есть отдельные игроки, которые действуют в жесткой манере и доводят прием до конца.
- Успели для себя отметить, кто именно так играет?
- Примерно. В принципе уже понял, кто может ударить, а кто нет.
- Вас устраивает календарь? В последнее время стало все больше разговоров о том, что он далек от идеала.
- У меня никаких проблем нет.
- Паузы, связанные с выступлением сборной, не выбивают из игрового ритма?
- По-моему они очень кстати. Успеваешь соскучиться по хоккею. Вопрос только в ее продолжительности. Тут все индивидуально. В любом случае возможность накопить эмоции – положительный фактор.
- Эмоции настолько важны?
- Без них победы не видать. Успех на 100% зависит от настроя. Вот если ударить растопыренными пальцами, то их и сломать можно, а если бить кулаком, то совсем другой эффект получается. Так же и команда. Когда все объединены одной целью и бьются друг за друга, то любой матч вытащить можно как бы трудно он не складывался бы. Тренировки изо дня в день, тактика, тренерская работа – это все подготовка. Победа же зависит от настроя. Именно в нем ключ к успеху.