Пресс-центр
Карел Рахунек: Цените то, что имеете
Если ваш сын занимается хоккеем, и вы мечтаете о том, чтобы он вырос в настоящего мастера, обязательно приводите его на хоккей, чтобы он собственными глазами увидел, как играет защитник московского «Динамо» Карел Рахунек. И пусть он обязательно посмотрит, как Карел общается с болельщиками и журналистами. Дайте почитать ему все, которые только сможете найти, интервью Рахунека. И тогда, уверен, он поймет, как стоит вести себя тому, кому Бог дал талант хоккеиста. А вы по праву сможете гордиться тем, что воспитали не только звезду, но и, главное, человека.
- Карел, где вы так хорошо русский язык выучили?
- Меня Петр Счастливый из ЦСКА научил. Мы много времени играли вместе в Северной Америке, общались, а поскольку он, как и я в то время не говорил по-английски, то мне пришлось выучить русский. Тем более что ваш язык немного похож на чешский. Славянские корни дают о себе знать.
- Чуть позже, в Ярославле, вы, наверное, не раз с благодарностью вспоминали уроки Счастливого?
- Конечно. Самое смешное, что он стал первым человеком из команды, которого я встретил в Ярославле, когда туда прилетел.
- У вас большой опыт выступлений в различных лигах мира. В чем заключается главное отличие российского хоккея от североамериканского и европейского?
- Различие обусловлено, конечно, размерами площадки. Меньшие размеры диктуют более активный хоккей. Здесь же хоккеисты больше катаются. В Америке в команде два звена играющих, а еще два решают совсем другие задачи. В России 70% игроков умеют здорово обращаться с клюшкой и шайбой. А от Европы – наличием большего количества высококлассных мастеров. Что касается организации, то вы должны понимать, что НХЛ строилась десятилетиями, а КХЛ только начинает свой путь. В такой ситуации неудивительно, что случаются разные неприятности. Но я уверен, что пройдет время и все будет в порядке. Надо только не сворачивать с выбранного пути и исправлять ошибки.
- В России многие не понимают, зачем создана КХЛ.
- Я могу сравнивать с тем, что было, когда я сюда приехал в первый раз, и тем как обстоят дела сейчас. Прогресс очевиден. Построено много новых дворцов, стало гораздо больше сильных команд, общий уровень заметно вырос. Организация тоже улучшилась. Хоккей теперь показывают по телевизору гораздо чаще. Посмотрите, наконец, как играет ваша сборная. Все это свидетельствует, что вы на правильном пути.
- КХЛ позиционирует себя как европейский аналог НХЛ. Вы считаете это правильным?
- Мне сложно судить, куда двинется российский хоккей на следующий год или через три года. Но я вижу, что люди хотят создать интересную и сильную лигу. Правда, есть один момент, который, как мне кажется, трудно решаем в Европе. Там одна команда. У нее нет никаких обременений. В России же детские школы привязаны к клубам. Поэтому, думаю, будет трудно организовать тот же драфт как в НХЛ. Командам, воспитывавших молодых игроков 10 лет, будет жалко отдавать их в другие клубы. В остальном же не вижу причин, способных помешать КХЛ развиваться по аналогии с НХЛ.
- В Чехии следят за КХЛ?
- Конечно. Всем интересно знать, что происходит в российском хоккее. Раньше считалось, что Россия – место, где можно много заработать. Сейчас же сюда иностранцам стало попасть гораздо сложнее, потому что все видят и знают, какие мастера здесь выступают. Есть и те, кто очень недоволен тем, что у российского хоккея нет конкуренции в Европе.
- Чешский хоккей переживает кризис. Молодых талантов появляется все меньше.
- Это так. Почему так происходит – другой вопрос. Да и не хотел бы я говорить на эту тему. Слишком долго и много надо будет объяснять. Впрочем, это закономерное явление и началось оно даже не вчера.
- Существуют разные точки зрения о вступлении чешских клубов в КХЛ. Сторонником, какой из них являетесь вы?
- Примеры Риги и Минска показывают, что вступление в КХЛ оправдано. В Минске скоро построят отличный дворец. Чувствуется их заинтересованность создать сильную команду. Карловы Вары тоже хотят в КХЛ, но пока не ясно смогут ли они с таким подбором игроков здесь играть.
- Недавно вы встречались с «Карловыми Варами» на Кубке Шпенглера. На какое место в КХЛ эта команда могла бы претендовать?
- Трудно ответить. Скорее всего, боролась бы за попадание в плей-офф.
- Вас не беспокоит экономическая ситуация в России? У всех хоккеистов заключены фиксированные рублевые контракты, а руль падает с какой-то катастрофической скоростью.
- Я не рву на себе волосы из-за этого. Та же чешская крона обесценивается. Отношусь к происходящему с пониманием. Сейчас для всех наступили тяжелые времена и надо их пережить. Уверен, что все наладится в дальнейшем.
- Насколько серьезно, по вашему мнению, кризис затормозит развитие хоккея в России?
- Не больше, чем в других странах. В той же Швейцарии много проблем, в Чехии все очень серьезно. Даже в Америке полно проблем. Просто об этом никто не говорит, но все это увидят, когда клубы опубликуют свою отчетность, из которой станет понятно, сколько миллионов они потеряли. Говорить же о глубине кризиса в России очень сложно. Пока КХЛ демонстрирует хороший ход, и я надеюсь, что она продолжит это делать.
- У нас любят критиковать.
- В других странах я никогда не слышал столько критики. Хотя там тоже есть проблемы. Считается, что этого не надо делать. А что, например, вызывает больше всего критики?
- Считают, что проведение Матча звезд КХЛ на Красной площади – это ошибка.
- Не понимаю тех, кто так говорит. Считаю это замечательной идеей. Они не думают, что такая возможность может быть у хоккеиста всего раз в жизни. А что касается организации, то нельзя все сделать идеально с первого раза. Второй раз будет лучше, третий еще лучше. Так и поступают в НХЛ. Там тоже в первый раз много накладок было. Только там говорят о том, что получилось, а не об ошибках. Вы абсолютно не цените того, чем вы обладаете. У вас очень хороший хоккей, и вам есть, чем гордиться. Я был на Красной площади и могу сказать, что мне очень понравилось. Ничего не имею против сыграть там еще раз.
- Даже, несмотря на погоду?
- В такой холод играть, конечно, тяжело. Но это вполне приемлемая плата за такую возможность.
- Вы сказали, что Матч звезд для вас – значимое событие. А победа на Кубке Шпенглера, что для вас значит?
- Очень многое. Когда ты – не канадец, то тебе может только раз в жизни выпасть такой шанс. И упустить его было бы очень жалко.
- От иностранцев в любой стране требуют больше, чем от своих, а от игроков такого клуба как «Динамо» и подавно. Насколько комфортно вы себя здесь чувствуете?
- Вполне комфортно. Зная язык, можно и с партнерами договориться, и с судьями, если надо, поговорить. А ответственность перед болельщиками меня только подстегивает.
- Московские пробки не угнетают?
- Мы в Куркино живем и в Москву достаточно редко ездим. Обычно в этом случае пользуюсь навигацией. Пару раз терялся, но постепенно начинаю ориентироваться.
- Стоит ли мучиться? Можно ведь водителя нанять.
- Я сам люблю водить. Права в 18 лет получил. В Чехии, кстати, сделать это труднее, чем в России. У нас очень сложная система сдачи на права. В последнее время ее еще больше ужесточили. Тем более что я уже привык к особенностям езды в России и шока, который был у меня в первый мой приезд, уже не испытываю. Зато, когда возвращаюсь домой, приходится пересматривать манеру езды. К счастью, происходит это практически моментально.
- Уже знаете, где будете жить и чем заниматься, когда решите завершить свою карьеру?
- Жить буду в Злине. У меня там дом, много друзей. Об остальном пока не думал. Я еще в хоккей не наигрался. Да и думать некогда, голова другими мыслями занята – сезон-то продолжается.
- И о чем же вы думаете?
- Я человек суеверный, говорить не буду. Давайте апреля подождем…