Пресс-центр
Виталий Еремеев: Буллиты – не мой конёк? Посмотрим!
Травма Виталия Еремеева, полученная в столкновении с нападающим ярославского «Локомотива» Алексеем Михновым, стала шоком для одноклубников, тренеров и поклонников «Динамо». Тем не менее, многолетний основной голкипер бело-голубых не держит зла на своего обидчика и собирается сломать в этом году стереотипы о своем неумении отражать буллиты.
- Виталий, за свою карьеру вам довелось на себе испытать «прелести» самых разных календарей. Как вам нынешний?
- Думаю, что новый календарь уже повлиял на результаты матчей, привнеся элемент непредсказуемости. Предсказать победителя теперь стало еще сложнее. Да и уровень команд выровнялся. Очень сложно демонстрировать стабильную игру при графике: три матча через день или два дня подряд. Естественно, что это тяжело физически, и к этому надо привыкнуть.
- Какие-то корректировки внесли в тренировочный процесс из-за сокращений сроков подготовки к сезону?
- Конечно. Еще перед началом отпуска Владимир Вуйтек попросил нас подойти ответственно к набору соответствующих физических кондиций к моменту открытия тренировочного лагеря, поскольку было понятно, что времени на втягивание как в прошлые годы не будет и придется сразу работать с полной выкладкой. Поэтому за три недели до выхода из отпуска я уже начал самостоятельную подготовку. Я и так обычно в отпуске играл в футбол, теннис, а теперь, когда ребенок подрос, то времени валяться на пляже и вовсе почти не осталось. Он же все время в движении, вот мне и приходится поспевать за ним. Да и супруге хочется дать возможность передохнуть. В сезоне-то вся нагрузка выпадает на ее хрупкие плечи. Так что никаких проблем с «физикой» к 15 июля у меня не было (смеется).
- Зато, когда двое ваших коллег по амплуа выбыли друг за другом из-за травм, пошел перебор.
- Не сказал бы, что это стало для меня проблемой. Просто психологически себя сразу же подготовил к тому, что во время предсезонки придется играть одному. Ничего особенного я не менял в тренировочном процессе. Так же как обычно готовился вместе с командой.
- Вы всегда отмечали, что чем больше играете, тем лучше. И все-таки, разве реально выдерживать такие нагрузки?
- С одной стороны, когда ты постоянно играешь, то находишься в тонусе. Однако при таком графике понятно, что весь чемпионат провести с одним вратарем невозможно. Поэтому тренеры и варьируют вратарей, стараясь найти ту «золотую середину», когда они оба находятся в игровом тонусе. К тому же сказывается и психологическая нагрузка, связанная с тем, что во многих матчах все может решить одна пропущенная шайба. И еще один момент – в нынешнем сезоне в командах стало больше классных нападающих, а это, сами понимаете, нам, вратарям, жизнь не облегчило.
- В стартовых матчах чемпионата вы раз за разом выручали, когда казалось, что гол уже неминуем, а потом в ваши ворота залетали какие-то нелепые шайбы. Вы как-то можете это объяснить?
- Такая несуразица вполне характерна для начала чемпионата и в ней нет ничего странного. Мне, безусловно, не доставало в этих матчах уверенности. Впрочем, я был к этому готов и постепенно втянулся, пошла игра, и потом случилась эта обидная травма. Очень обидная.
- Не считаете, что Михнов специально вас атаковал?
- Он звонил мне, говорил, что не хотел нанести травму. Ребята из «Локомотива» тоже говорили, что он не такой игрок, который стремится сломать. Думаю, злого умысла там не было.
- В прошлом сезоне буллиты не были вашим коньком. Однако в нынешнем все переменилось. Похоже, что вас сильно задело мнение, что буллиты – ваша ахиллесова пята.
- Естественно. Буллиты и, правда, оказались тогда моим самым слабым местом. Многие считают их лотереей, но это скорее отговорки. Тем более что в прошлом сезоне они, по сути, предрешили исход противостояния в четвертьфинале плей-офф. Такое не могло оставить равнодушным. Хорошо, что мне удалось выиграть серии буллитов на Кубке мэра и в Чехове. Это придало мне необходимой уверенности.
- В чем, с точки зрения вратаря, разница между выходом нападающего один на один в игре и исполнением им буллита?
- Прежде всего, во времени на принятие решения. При исполнении буллита он может спокойно оценить ситуацию, а в игре он чувствует дыхание защитника у себя за плечами. Ему приходится быстрее принимать решение, что неминуемо сказывается на результате.
- В каких игровых моментах вратарям труднее всего?
- Когда закрывают обзор и следует наброс на пятачок. Сейчас появились нападающие, которые не обладают какой-то выдающейся техникой, зато отлично умеют изменять направление полета шайбы или могут моментально добить ее после отскока.
- Защитникам подсказываете?
- Обязательно. Бывают такие моменты, когда ребята просто не видят игрока, и без подсказки в такой ситуации не обойтись.
- Здоровая конкуренция еще никому не мешала, и руководители КХЛ прекрасно это осознают. Поэтому ограничения на иностранных вратарей значительно сокращены. Но как нам в этих условиях не загубить нашу вратарскую школу? Как подготовить молодых вратарей к конкуренции на высшем уровне?
- Во-первых, подготовка должна начинаться в более раннем возрасте. Нужны сборы для наиболее перспективных ребят, на которых тренеры работали бы с каждым конкретным игроком. Такая система существовала, например, в СССР. Весной нас, человек 20, приглашали на сбор, где давали рекомендации, над чем каждому необходимо поработать. Такая практика приносила огромную пользу. Еще один момент – в таком возрасте надо играть как можно больше, необходима постоянная игровая практика. Нет ничего страшного в том, что талантливый вратарь будет поначалу выступать в высшей лиге. И очень хорошо, если в команде будет тренер вратарей.
- Какова в этом случае роль тренера вратарей? Переучивать поздно, работать как с опытным вратарем – рано.
- Дело ведь не только в технике. Тут, как и в работе с взрослыми, важна психологическая поддержка. Вовремя данный дельный совет способен помочь молодому парню быстрее прогрессировать. Скажу больше, такая подготовка необходима, поскольку в команде мастеров надо давать результат сразу. Нянчится здесь, с тобой никто не будет.
- Когда речь заходит о разнице между нашими и иностранными вратарями, то отмечают умение последних играть клюшкой на выходе из ворот. Почему нашим вратарям так трудно дается этот элемент?
- Наверное, из-за традиций. Раньше этому компоненту внимания не уделяли и не считали его важным. Иностранные же вратари с детства привыкли так играть. Сейчас все постепенно меняется. Правда, на высшем уровне что-то поменять кардинально в своих привычках сложно. Результат довлеет. Никто не хочет рисковать.
- Что для вратаря является высшей ступенью мастерства?
- Стабильность. Именно она определяет уровень вратаря.
- Хоккеем еще не пресытились?
- Нет. Как только устану, сразу повешу коньки на гвоздь.