Пресс-центр
Максим Афиногенов: Звали многие клубы. Но я думал о «Динамо»
С Максимом Афиногеновым я встретился в Новогорске. Сразу после тренировки «Динамо» мы поднялись на второй этаж базы и сели в красном… нет, бело-голубом уголке, украшенном фотографиями воспитанников клуба. Александр Мальцев и его учитель Аркадий Чернышев. Капитан Виталий Давыдов с Кубком СССР. Игроки «Динамо», а позже наставники сборной Виктор Тихонов и Владимир Юрзинов. Валерий Васильев, Александр Уваров, братья Александр и Владимир Голиковы, Валентин Кузин…
Максим органично смотрелся на фоне такого иконостаса. Я подумал, что если бы кого и повесили на Доску почета из нынешнего состава москвичей, так это Афиногенова. Воспитанник динамовской школы отыграл четыре сезона за родной клуб, потом уехал в НХЛ, но во время локаута вернулся в «Динамо». А куда же еще? Я, кстати, не могу представить Афиногенова в красно-белой форме «Спартака» или красно-синем свитере с армейской эмблемой на груди. Динамовец он до мозга костей. Максим вряд ли обратил внимание на то, что даже на интервью он пришел в традиционных цветах «Динамо» – белая куртка, голубые джинсы. Ерунда, конечно, но из таких мелочей складывается общее впечатление о человеке.
ПАПА, МАМА, Я – СПОРТИВНАЯ СЕМЬЯ
Максим – из спортивной семьи. Мама Раиса Михайловна раньше занималась легкой атлетикой, потом стала детским тренером в «Динамо», в свое время входила в сборную России. Папа Сергей Валентинович – предприниматель, но обожает хоккей. Давным-давно провел пару тренировок в детском «Спартаке». Однако судьба играть в хоккей была не ему, а сыну. Казалось бы, в такой семье Афиногенов-младший просто обречен был стать спортсменом. Тем не менее сам Максим так не считает.
– У меня был выбор, – рассказывает Афиногенов. – Хотя я и так каждую зиму на катке пропадал. Не представлял себя без хоккея. С пяти лет бегал по льду: и в валенках, и на двухполозных коньках. Родители, видя мою страсть, отвели в хоккейную секцию. Так в семь лет я попал в команду.
– В спорткласс когда перешли?
– Только в девятом. Я хорошо учился, у меня ни одной тройки в аттестате. Мама за этим следила. Да и не мог я иначе: если бы не успевал в школе, меня бы на тренировки не отпускали. Правда, поведение у меня хромало. Родители не вылезали из кабинета директора – то я подерусь, то что-нибудь разобью.
– Правда, что мама – ваш тренер?
– Да, когда я летом к сезону готовлюсь. Занимаемся общефизической подготовкой. Иногда к нам подключается сестра Катя. Позапрошлым летом мы сняли несколько номеров в подмосковном пансионате. Целый месяц работали в тренажерном зале, плавали в бассейне, бегали кроссы по лесу. Сами себе устроили сборы.
– Младшая сестра в теннис играет?
– Да, на профессиональном уровне. Занимается в академии Рика Мэйси. Живет в Америке, где проходит много соревнований. Последние два месяца Катя выступала хорошо и сейчас находится в районе 450-го места в женском рейтинге WTA.
ДВОРОВЫЙ КОРОЛЬ
Один мой знакомый, повернутый на хоккее, с гордостью рассказывал, что в детстве с ними на стадионе «Динамо» в Петровском парке, там, где выступает команда по хоккею с мячом, играл сам Максим Афиногенов. «Макс приходил из секции прямо на уличный каток и гонял с нами до вечера. Как играл? Вдвоем с товарищем против всех нас. Брал шайбу, вел на дриблинге от ворот до ворот и забивал между двумя сумками – обычно они штангами были». Тот знакомый до сих пор уверен, что свою изящную технику и бешеную скорость Максим заложил именно во дворе, а в «Динамо» ее отшлифовали.
– Там ведь полная импровизация была! – вспоминает Афиногенов. – Обыгрываешь полкоманды, рискуешь, бросаешь из любых ситуаций. А вот ошибки в профессиональном хоккее, мягко говоря, не приветствуются. Если в «Динамо» не было тренировок, я приходил на каток в 8 утра, а шел домой в 10 вечера, когда отец меня забирал.
– Когда в основной состав «Динамо» попали?
– В сезоне-1995/96. Как сейчас помню свой первый матч в Киеве против «Сокола». Вышел, кажется, под девятым номером. Папа инкогнито приехал на эту игру. Наверное, не хотел меня отвлекать перед дебютом. Потом спрашивал: «Как, Максим, сыграл?» Я рассказывал и не знал, что он все это видел (смеется).
– И как, Максим, сыграли?
– Гол не забил. Хотя помню, что был один момент – вышел к воротам, но не переиграл голкипера. Вообще я в том сезоне только один матч и провел. Еще два сидел на скамейке запасных. Остальное время выступал за «Динамо-2». А в следующем году остался в основе уже на весь сезон.
НОЧЬ В ДЖАКУЗИ
Самый большой успех Афиногенова в суперлиге – серебро в чемпионате-1998/99. Тогда «Динамо» в плей-офф обыграло «Мечел» (3:0, 7:1, 4:3), «Ладу» (3:2, 4:2, 0:1, 3:1), «Ак Барс» (6:2, 2:1, 1:0), но в финале уступило магнитогорскому «Металлургу» (2:1, 2:5, 2:1, 4:6, 2:4, 2:4). Максим вошел в символическую шестерку суперлиги и претендовал на приз самого ценного игрока первенства. Афиногенов считает, что это пока наиболее удачный его сезон в России (акцент на слове «пока»). Ведь зимой 1999-го Максим также стал чемпионом мира среди молодежи.
– Если бы остались еще на год в России, то стали бы чемпионом с «Динамо»-2000. Не жалеете, что уехали в НХЛ?
– Я был готов к отъезду. «Буффало» хотел меня видеть в НХЛ. Все удачно совпало.
– Какое самое яркое впечатление от первого года в Америке?
– Если про хоккей говорить, то мой дебют в лиге. Я ведь всю жизнь мечтал играть в НХЛ. Вышел на матч с «Бостоном» и сразу забил Гол: если не ошибаюсь, Байрону Дафо. Плюс еще результативную передачу отдал. Мне потом шайбу на подставочке вручили. Эмоций было море!
В бытовом смысле поразил контраст между Москвой и Буффало. По нашей столице можно несколько дней гулять, да и то всю ее не обойдешь. А Буффало – тихий провинциальный городок на реке Ниагаре. Это я сейчас освоился, появились друзья. А в первое время просто не знал, чем себя занять, когда приходил с хоккея.
Хотя забавных моментов хватало. Однажды был ужин новичков, когда всех молодых заставили гимны своих стран петь. У российского-то гимна тогда слов не было, и я затянул слова старого: «Союз нерушимый республик свободных…» Судя по лицам одноклубников, им понравилось. А как-то раз, когда мы с Димой Калининым собирались уходить со стадиона, не могли найти свои ботинки. Оказалось, их гвоздями к столу прибили, где клюшки подтачивают. Пришлось отдирать. Ботинки – на выброс, но было весело.
– Правда, что в 2000 году вы даже ночевали на стадионе?
– Я ездил на медобследование – это требовалось для получения «грин-карты» (вида на жительство в США. – Прим. «СС»). Когда я вышел из больницы, разыгралась снежная буря. Проехать нигде нельзя, все из машин повылезали. До хоккейного Дворца в Буффало было 20 минут пешком. Я позвонил в тренерскую, оказалось, что там несколько человек уже заночевали. За мной приехал полицейский на снегоходе и отвез на арену…
– …где, говорят, вы всю ночь занимались в тренажерном зале.
– Нет, я всю ночь сидел в джакузи (смеется). Потому что на следующий день тренировку отменили – весь Буффало был завален снегом.
ЗАПЕРТЫЙ В «БУФФАЛО»
«Буффало» конца 90-х – это вам не чемпионское «Динамо». Команда, играющая строго от обороны и имеющая такого гениального вратаря, как Доминик Гашек. Принцип простой: «Если не пропустил, то не проиграл». С такой тактикой «Клинки» в 1999-м, за год до приезда Афиногенова, дошли до финала Кубка Стэнли. Замечательно играли в плей-офф и через два сезона. В седьмом матче первого раунда, к удивлению хоккейной публики, разгромили «Филадельфию» – 8:0! А в седьмом поединке четвертьфинала, снова к удивлению, проиграли «Питсбургу». Причем гол «великому и ужасному» Доминатору забил в овертайме… еще один бывший динамовец, защитник Дарюс Каспарайтис, про которого за глаза говорят, что «раз в год и палка стреляет».
– Это был совершенно безумный гол, – восклицает Афиногенов. – Защитник попал в ворота Гашека кистевым броском от синей линии! Фантастика! Когда мы встречаемся с Каспарайтисом на швейцарских сборах у Юрзинова и вспоминаем тот эпизод, всегда вместе смеемся. Хотя тогда игрокам «Клинков» было не до улыбок.
– Не считаете, что в защитном «Буффало» вам трудно проявить себя? Личный рекорд – только 40 (21+19) очков. Не так уж много…
– Да, было тяжело. Но что делать? Надо привыкать. Старался находить какие-то лазейки, чтобы забивать голы. Я же нападающий, бежал в атаку. Но меня тут же одергивали: «Оборона у нас важнее нападения». Приходилось перестраиваться. Правда, те времена уже в прошлом – Гашек в 2001-м ушел в «Детройт». Однако «Клинки» никак не могут поменять стиль и уже два года не попадают в плей-офф. – Вам удалось раскрыться в НХЛ? – Не думаю. Но мне только 25 лет. Многие хоккеисты в это время расцветают. Надеюсь, у меня многое впереди. Свой лучший матч еще не сыграл.
ГОЛ-ВИЗИТКА ГАШЕКУ
Но лучший гол уже забил. Визитная карточка Афиногенова – шайба в ворота бывшего одноклубника Доминика Гашека на Олимпиаде-2002 в Солт-Лейк-Сити. В четвертьфинале сборная России встретилась с Чехией. Это был не матч, а настоящая война. Не столько потому, что чехи для нас – соперники принципиальнее не придумаешь, сколько из-за олимпийского финала-98 с теми же участниками, но с зеркальным результатом: 1:0 в пользу Гашека и Ко. Месть – это блюдо, которое подают холодным. Через четыре года победили мы, а автора победного гола вы и так все знаете. Такое, чтобы после хоккея вся страна была счастливой, случалось за последние десять лет, наверное, лишь еще раз – когда Павел Буре забил финнам пять голов в полуфинале Игр-98 в Нагано.
– В том четвертьфинале великолепно играл голкипер Николай Хабибулин, – говорит Афиногенов. – Его заслуга больше, чем моя. Ведь чехи нас и перебросали, и переиграли – много времени провели в нашей зоне. После встречи у меня мобильник разрывался от поздравлений. Звонили родители, друзья, родственники. Меня до сих пор иногда поздравляют с тем голом, хотя матч уже стал историей и понемногу стирается в памяти.
– После Олимпиады разговаривали с Гашеком о том матче?
– Что вы! Нет, конечно.
СПАСИБО ЧУБАРОВУ
Один из турниров, о которых приятно вспомнить: молодежный чемпионат мира-99, когда сборная России играла финал в Виннипеге и в овертайме победила хозяев – канадцев. Афиногенов был признан лучшим нападающим первенства.
– После того чемпионата почти все наши ребята заключили контракты в НХЛ и разъехались по Северной Америке, – вспоминает Афиногенов. – Те два гола Артема Чубарова в финале открыли нам дорогу в НХЛ. Да, можно было бы уехать и имея серебряную медаль. Но на чемпиона за океаном совсем по-другому смотрят. Тем более если ты с товарищами обыграл Канаду.
– Почему во время матчей вы заправляете край свитера в шорты, как Уэйн Гретцки?
– У меня так с детства пошло. Наверное, у него и подсмотрел. Сколько себя помню, так всегда играл. Но только не теперь в «Динамо». Ко мне на занятии второй тренер подошел: «Ты знаешь, что в суперлиге за это удаление дают?» Для меня это было даже не откровение, а шок (смеется).
– Могли представить себя в другом клубе, когда думали, где будете играть во время локаута?
– У меня были предложения от разных команд. Но я думал только о «Динамо». …
В последней фразе – весь Максим Афиногенов. Настоящий динамовец.
ХРОНОЛОГИЯ КАРЬЕРЫ АФИНОГЕНОВА
1996 г. Золото юношеского чемпионата Европы, дебют в «Динамо».
1997 г. Золото неофициального юниорского чемпионата мира, серебро Евролиги.
1998 г. Серебро молодежного ЧМ и Евролиги.
1999 г. Золото молодежного ЧМ (лучший форвард турнира), серебро Евролиги и суперлиги, дебют на взрослом ЧМ и в НХЛ.
2001 г. Дошел с «Буффало» до второго раунда плей-офф (2+3=5 очков в 11 матчах).
2002 г. Бронза Олимпиады в Солт-Лейк-Сити. Победный гол в четвертьфинале с чехами. Рекорд в НХЛ по очкам (40) и голам (21).
2003 г. 31 декабря сделал хет-трик в ворота «Вашингтона».
2004 г. Вернулся в «Динамо» на время локаута.
ТРИ ИСТОРИИ О МАКСЕ
КАК МАКС ЧАСЫ ПОДАРИЛ
Когда Афиногенов во время молодежного ЧМ-1998/99 во второй раз получил после матча специальный приз – часы – как лучший игрок встречи, то отдал их вратарю Алексею Волкову. «Он на ноль отстоял, а никто этого не оценил, – объяснил свой поступок Максим. – У меня уже есть одни часы, а чем его вклад в общее дело меньше моего? Несправедливо!»
КАК МАКСУ СЕРЕНАДЫ ПЕЛИ
Афиногенов – любимец девушек. Многие фанатки ждут его после игры с цветами и подарками. А когда открылся официальный сайт Максима, то представительницы слабого пола получили новую возможность изливать свои чувства. Одна девушка с ником Ангел написала, что всю ночь пела серенады под окнами квартиры Афиногенова, а он, такой черствый, даже на балкон не выглянул. Как бы то ни было, Максим не любит распространяться о своей личной жизни. И даже о том, почему он играет под номером 61, никому не говорит.
КАК МАКС ХЕТ-ТРИК СДЕЛАЛ
Дело было 31 декабря 2003 года. К Максиму под Новый год приехали родители, и вся семья пошла на хоккей – «Буффало» играл с «Вашингтоном». Какой подарок сделать родным? Афиногенов поступил неординарно: в честь мамы и папы сотворил первый в заокеанской карьере хет-трик. А «Клинки» выиграли с фантастическим для них счетом – 7:1!
ЗОЛОТАЯ МОЛОДЕЖКА-1999
Вратари: Алексей Волков (фарм-клуб НХЛ, на молодежном ЧМ-99 7 матчей и 10 пропущенных голов), Юрий Герасимов («Динамо», 3 и 1).
Защитники: Виталий Вишневский («Торпедо» Я, 7 и 0+2=2 очка), Дмитрий Кокорев («Динамо», 3 и 0+3=3), Максим Масленников («Торпедо» Я, 3 и 0+2=2), Кирилл Сафронов (СКА, 7 и 0+2=2), Михаил Доника («Торпедо» Я, 7 и 0+2=2), Артем Марьямс («Торпедо» Я, 7 и 0+1=1), Константин Гусев («Трактор», 7 и 0+1=1), Александр Рязанцев (фарм-клуб НХЛ, 7 и 0).
Нападающие: Максим Афиногенов («Динамо», 7 и 3+5=8), Максим Балмочных (фарм-клуб НХЛ, 7 и 3+5=8), Дмитрий Кириленко (ЦСКА, 7 и 3+3=6), Денис Архипов («Ак Барс», 7 и 5+2=7), Юрий Добрышкин («Крылья Советов», 7 и 5+2=7), Артем Чубаров (7 и 4+3=7), Петр Счастливый («Торпедо» Я, 7 и 3+4=7), Роман Ляшенко («Торпедо» Я, 7 и 3+2=5), Сергей Вереникин («Торпедо» Я, 7 и 3+2=5), Денис Швидкий (фарм-клуб НХЛ, 7 и 1+4=5), Андрей Никитенко («Рубин» Тюмень, 7 и 0+5=5), Александр Зевахин (ЦСКА, 7 и 1+3=4). Тренеры: Геннадий Цыгуров и Валентин Гуреев.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Максим АФИНОГЕНОВ
Правый форвард «Буффало» и «Динамо». Родился 4 сентября 1979 года в Москве. Рост – 180 см. Вес – 80 кг.
Выступал в «Динамо» (1996–1999), провел 103 матча, набрал 47 (24+23) очков. На драфте-97 был выбран «Буффало» под 69-м номером.
Играл в НХЛ за этот клуб (1999–2004) и в 332 матчах набрал 152 (73+79) очка.