Пресс-центр
Александр Харитонов: Моя дорога в сборную лежала через провинциальный Липецк
В сентябре этого года московское "Динамо" летело в Прагу на матч Евролиги со "Спартой". В самолете наши с Харитоновым места оказались рядом. Увидев у меня портативный компьютер, Александр спросил: "А игры какие-нибудь на нем записаны?" - "Конечно". - "Дайте немного поиграть..." Так и играл до посадки. Было это 15 сентября, a 11 декабря Харитонов стал отцом. "Все, в игрушки больше не играю, сын-богатырь родился, - сказал он при встрече. - Считайте, что теперь я окончательно вышел из молодежного возраста".
С 21-летним нападающим сборной России мы беседовали после матча нашей команды со шведами на Кубке "Балтики".
- Могу сказать, что я - коренной динамовец, - начал Александр. - С 7 лет в клубе за исключением нескольких сезонов, когда уезжал играть в Рязань и Липецк. Моим первым тренером был Георгий Журавлев, потом я занимался у известного специалиста Яна Каменецкого, а окончательно меня довел до ума Сергей Кремлев - тренер молодежного состава "Динамо". И когда он перешел на работу в рязанский "Вятич", я отправился вместе с ним. Потому как сомневался, что мне, 18-летнему парню, сразу удастся закрепиться в составе "Динамо"-2, а Кремлев необходимую игровую практику гарантировал.
- Однако в Рязани вы пробыли недолго.
- Мне там нравилось, но постепенно клуб обнищал, и пришлось возвращаться в Москву. Кстати, домашние матчи "Вятич" проводил под открытым небом, и - ничего, никто не замерзал. Зарплата вот только замерзла (смеется.) Окончательно же как хоккеист я сформировался в Липецке, куда в принципе поначалу ехать не хотелось. Возглавлявший в то время "Динамо" Владимир Голубович стал потихоньку подпускать меня к основному составу, и в сезоне-95/96,я провел в чемпионате МХЛ матчей 10. Но тут липецкий тренер попросил динамовское руководство отдать им в аренду какого-нибудь форварда. Выбор пал на меня. Наверное, это судьба. Ведь если бы я тогда не поехал в Липецк, то в "Динамо" так бы и не заиграл. Мне нужен был серьезный моральный толчок. И он произошел. В Липецке стал лучшим бомбардиром команды, а вернувшись в Москву, с ходу прорвался в динамовскую основу
- А еще через полгода стали игроком национальной сборной!
- Не люблю расхваливать себя. Родители еще в детстве внушили, чтобы никогда не зазнавался и не ставил себя выше других. Если действительно заслужил, то пусть другие хвалят. Что же касается моих отношений с главной командой страны, то начиналось все так. Первый вызов пришел 1 апреля нынешнего года. Видите, какая смешная дата. Вот я и отреагировал на это приглашение как обычный человек, знающий, когда отмечается День смеха. Но выяснилось, что никто шутить не собирался. На "Шведских хоккейных играх" я выходил на лед в трех матчах. Тренеров, видимо, не разочаровал, потому что после этого турнира стал кандидатом на поездку в Финляндию на чемпионат мира. И поехал бы, но... Игорь Дмитриев "отцепил" меня в самый последний момент, когда в сборную из Оттавы приехал Алексей Яшин.
- Ужасно обидно, наверное, было?
- А чего обижаться? Выбор между Яшиным и Харитоновым обсуждению не подлежал. Прекрасно понимаю, что мое время тогда еще не пришло. -Глядя на тот объем работы, который вы выполняете на льду, создается впечатление, что вы вообще не устаете. - Просто я не привык отбывать номер и стараюсь за игровую смену сделать как можно больше полезного.
- У вас есть какие-нибудь секреты, излюбленные приемы, свой почерк, наконец?
- Многие шайбы забрасываю благодаря голевому чутью. Откуда оно у меня появилось, не знаю. В игре стараюсь больше анализировать, иногда удается спрогнозировать, в какой именно точке окажется шайба в следующую секунду. Нравится "биться" в углах площадки, а вот к "пятачку" особой любви не питаю - слишком уж там жарко (смеется.) Поэтому предпочитаю с ходу накатываться на ворота, а не стоять перед ними, ожидая, когда партнер сделает передачу.
- Порой вас упрекают в излишнем индивидуализме...
- В тот момент, когда шайба лежит на крюке моей клюшки, нередко забываю обо всем. Понимаю это и стараюсь измениться.
- Что вы чувствуете, когда приглашают в сборную?
- Огромную ответственность. И в клубе, и в национальной команде нужно бороться за место в составе, постоянно доказывать, что ты действительно лучший. Вот только в сборной сделать это гораздо сложнее.
- Мечтаете уехать в НХЛ?
- Есть, конечно, желание испытать себя на более высоком уровне, но отлично понимаю, что к заокеанской карьере еще не готов. Да и на драфте пока нигде не стою.
- Тренирующий сейчас "Динамо" Зинэтула Билялетдинов, который поварился в НХЛовском котле, наверняка лучше других знает, как подготовить игрока к выступлению в сильнейшей лиге мира.
- С приходом Билялетдинова в клубе произошли колоссальные изменения. Он - максималист по натуре и, естественно, задачи перед нами ставит самые высокие. На тренировках большое внимание уделяем действиям в атаке, отработке всевозможных тактических вариантов. Выходных практически не стало. Билялетдинов говорит: "Вот выиграете все в России и в Европе, тогда и отдохнете".
- В вашей игре бывают перепады: то выдаете продолжительную голевую серию, то чуть ли не месяц не можете забросить ни одной шайбы.
- Это было в конце осени, когда я находился не в лучшей спортивной форме. Сейчас все в порядке.
- В матче со шведами россияне имели безоговорочное преимущество, но ворота соперников так ни разу и не поразили. Как так вышло?
- В этой встрече нам катастрофически не везло. Команда играла очень хорошо, моментов было множество. Прилично выглядела и наша тройка. С самого начала у меня наладилось отличное взаимопонимание с партнерами - опытным Олегом Беловым и ярославцем Владимиром Самылиным. Однако забросить шайбу Магнусу Эрикссону нам было не суждено. Впрочем, еще далеко не вечер. Кто знает, может, мы со шведами еще раз встретимся - в финале.