Пресс-центр
Максим Джиошвили: Тот, кто умеет замедлить игру вокруг себя, делает магию
Нападающий Максим Джиошвили заиграл в КХЛ только в 26 лет, пробившись в прошлом сезоне в основу московского «Динамо». В интервью «СЭ» хоккеист рассказал о пути в главную лигу страны, работе с Алексеем Кудашовым и самокритике.
Тамбиев давил прилично
— Прошлый сезон получился для вас прорывным. Как вы сами оцените его?
— К сожалению, мы вылетели в первом раунде. Осознание этого далось непросто. Можно говорить про личные успехи, но командный результат на первом месте. Поэтому буду стараться делать все, что могу, чтобы помочь команде в этом сезоне. Конечно, перелом немного выбил меня, но я уверен, что наберу нужный ход.
— Рады, что удалось зацепить игры регулярного чемпионата после травмы?
— Было бы лучше, если бы раньше получилось выйти. Изначально думал, что в январе удастся снять гипс и начать тренироваться, но, когда пришли делать снимок, стало понятно, что ничего не восстановилось. Еще на месяц затянулось восстановление, но я безумно рад вернуться в строй.
— У вас еще перед сезоном было повреждение, вы перенесли операцию в августе.
— Было, да. Думал, что обойдется без операции, потому что уже сталкивался с такой проблемой лет пять-шесть назад, и тогда все зажило. Но слава богу, что сделали все отлично, я быстро тогда восстановился и к сезону был в строю.
— Как несколько лет назад восстанавливались после травмы?
— Помню, тогда мне предсезонка далась очень тяжело после восстановления. Я чувствовал, будто ноги проваливаются и я не могу бежать. А там еще предсезонка была с Леонидом Григорьевичем Тамбиевым, не самая простая.
— Об этом ходят легенды.
— Сейчас вроде бы он нагружает не так сильно, насколько знаю, раньше было тяжелее. Я благодарен ему за то, что он вытаскивал из меня. Не все получалось, где-то, может быть, он давил, причем прилично. Тогда я понял, что только через работу на полную можно добавлять и развиваться.
— Сказываются ли травмы на психологии? Нет такого, что в голове появляется какой-то страх или неуверенность?
— Наверное, это все зависит от серьезности травмы, у меня, слава богу, был всего лишь перелом, поэтому после первого же момента в игре, где надо выкатываться на защитника под бросок, ты уже забываешь обо всем, что было.
— Как проходили тренировки?
— Перед тем как сыграть первый матч после травмы, я провел две тренировки с командой и раскатку. Спасибо, что дали мне дома зайти в игру, все-таки на домашней арене играть немного проще, хорошо, что выиграли.
— Алексей Кудашов сказал, что за те два месяца, что вы пропустили, многое в тактике игры поменялось. Насколько сильно она поменялась и в чем?
— В меньшинстве немного изменилась, а так мелкие детали походу сезона всегда подправляются, но ничего глобального.
Хоккей становится быстрее
— В прошлом сезоне вы говорили в интервью, что после ВХЛ приходилось привыкать к скоростям, и многие тренеры отмечают это, когда поднимают из «вышки» игроков. По ощущениям эти скорости стали еще больше.
— Хоккей быстрее становится — это факт. Наверное, это не всегда хорошо сказывается на качестве игры. Поэтому иногда тот, кто умеет грамотно замедлить игру вокруг себя, обычно и делает магию на льду. Но, конечно, сейчас многие понимают, что от физической формы многое зависит, поэтому все немного по-другому готовятся и уделяют внимание своему организму, питанию, восстановлению. Наверное, это и помогает становиться быстрее.
Что касается ВХЛ, не сказал бы, что скорости там сильно ниже. Возможно, разница больше в скорости реакции на какую-то ситуацию, принятии решения, нестандартном пасе. Бегают все плюс-минус одинаково.
— У «Динамо» очень результативные матчи в этом сезоне, да и вообще этот сезон КХЛ — рекордный по результативности. Можно ли сказать, что хоккей стал более открытым?
— С одной стороны, да, можно так сказать, а с другой — игр стало больше. В прошлом сезоне все немного привыкали к этому календарю, перестраивались. Сейчас и тренеры, и игроки, понимают, что их ждет.
— Зрителей тоже стало больше.
— Зрителей очень много, это очень приятно. Каждый матч полные трибуны, у нас, по крайней мере. Спасибо им огромное.
— «Динамо» в этом сезоне вряд ли можно назвать командой одного звена.
— Один в поле не воин. Все работают, все бьются как могут, помогают команде побеждать. У кого-то лучше получается забивать, кто-то раздает, кто-то делает всю грязную работу, есть и те, кто все умеет. Но главное в конце каждого дня, чтобы команда побеждала.
— Алексей Кудашов в одном интервью сказал, что разные тренеры работают с разными тройками. Как вам такой подход, сталкивались ли с подобным до этого?
— Да, есть такое. Нельзя сказать, что с каждой тройкой отдельно работают, скорее только игры разбирают. Тройку собирают, смотрят видео, направляют, подсказывают.
— Еще Алексей Кудашов сказал, что вы очень ответственный и ругаете себя порой очень сильно, видимо, даже сильнее, чем нужно.
— Хочется выжать из себя максимум, помогать команде. Поэтому, когда на тренировках или в играх что-то не получается, злюсь немного, всегда хочется становиться лучше и делать больше, чтобы команда побеждала.
— Играли с Каблуковым и Мурановым в начале сезона, когда вернулись — с Рашевским и О'Деллом. Как вам такое сочетание?
— Я пока не так много сыграл в звене Оди, плюс сейчас пока не сказать, что в оптимальной форме, буду стараться поскорее вкатиться и начать приносить пользу команде. А так, я думаю, что понимаю мою роль в этом сочетании, а дальше посмотрим, как будет.
— О'Делл рассказывал, что у Рашевского с английским не очень, он так и не выучил его?
— Ну вроде бы нет. Хотя он не стесняется, если ему что-то надо, он по-русски подойдет, скажет. Оди — суперкомпанейский и, в принципе, иногда нормально по-русски понимает.
— В последние сезоны в «Динамо» активно заигрывают молодых.
— Пацаны проявляют себя, поэтому им дают шанс. Когда я был в их возрасте, наверное, недостаточно был готов к КХЛ. Хотя, может, и думал по-другому. Во многом, это дело случая и удачи. У всех по-разному бывает, не все к 18-19 годам готовы биться на равных с мужиками. Плюс опыт и знания, понимание твоего функционала на поле, приходит только с годами. Поэтому не всегда плохо оказаться в вышке, получить где-то больше игрового времени. Главное — не довольствоваться малым и работать, и все придет.
— В вышке вы прошли школу Тамбиева.
— Я прошел школу ВХЛ с разными тренерами, и я благодарен им всем. Каждый вложил в меня определенный набор качеств и навыков, которые мне сейчас очень помогают.
Перекрестный плей-офф — это интересно
— В этом сезоне у «Динамо» получались очень яркие противостояния по накалу и уровню драматургии со «Спартаком» и «Торпедо». Понятно, что «Динамо» — «Спартак» — это дерби, но в этом сезоне оно еще ярче по ощущениям.
— Дерби есть дерби. Тут все этим сказано, у них тоже полные трибуны приходят, команда много забивает, мы тоже не отстаем, поэтому так и получается.
— В плей-офф «Динамо» проиграло «Торпедо» три матча подряд в овертайме, притом что начало оставалось за вами, преимущество упускали. Сейчас, кажется, «Динамо» столкнулось с подобного рода проблемой в последних играх.
— К этому сейчас Алексей Николаевич и ведет, говорит нам постоянно, что важно уметь доводить матч до победы и при этом не скатываться, а играть в свою игру. Я думаю, все будет хорошо.
— В этом сезоне со второго раунда предстоит перекрестный плей-офф. Что думаете по этому поводу?
— Я думаю, что будет интересно. Не всегда можно предсказать, кто выйдет во второй раунд, а там еще и непонятно, кто на кого может попасть. Болельщикам будет интереснее, новые противостояния. Да и игрокам — все равно ты привыкаешь играть в своем дивизионе.
— У вас есть сын. Хотели бы вы, чтобы ребенок занимался хоккеем?
— Сначала я был против, сейчас думаю, что, если ему понравится, я буду не против. Я понимаю, что его ждет, и, если будут недоработки на тренировках, я буду очень переживать и ругаться. Все это непросто. Видно, что ему нравится играть и в хоккей, и в футбол, дома мы постоянно играем между собой.
Каждый вечер играем втроем, сын с женой и я один против них. Не дай бог я выиграю, дома еще ни разу не выигрывал (смеется). Там будет такая истерика, что лучше, пожалуй, проиграть в один мяч или шайбу. Видно, что ребенок спортивный, если скажет, что хочет спортом заниматься, как я могу ему отказать?
— Сейчас детей приводят в хоккей рано, чуть ли не с трех лет.
— Мы его отводили на футбол, не ради футбола даже, а больше ради общения, выплеснуть энергию. Потом он в какой-то момент сказал, что хочет паузу взять от футбола. Его никто не заставляет. Хотя видно, что ребенок очень спортом интересуется.
— Чем-то увлекаетесь помимо хоккея?
— Как таковых, увлечений нет. Летом отпуск провожу все время с семьей, да и все. А в сезон, когда прилетаешь с выезда, у тебя один день выходной, проводишь его дома, или в кино можно сходить.