Пресс-центр
Александр Петунин: С Шипачёвым говорили о моем развитии. В молодости многое не осознаёшь
Александр Петунин — один из главных творцов успеха череповецкой «Северстали» в прошлом сезоне. Воспитанник екатеринбургской школы хоккея стал лучшим бомбардиром и снайпером своей команды, поэтому вполне логично пошел на повышение — в это межсезонье московское «Динамо» приняло решение вернуть выпускника своей академии. Sport24 поговорил с новым партнером Вадима Шипачева о его игре за «Северсталь», первых матчах плей-офф КХЛ в карьере, секрете Вячеслава Войнова и многом другом.
— Еще совсем недавно Шипачев поздравлял вас с тем, что вы побили его рекорд по длительности результативной серии в составе «Северстали», а теперь вы играете с ним в одной тройке. Могли ли тогда подумать о том, что по окончанию сезона вас вернут в «Динамо» и отрядят в связку к одному из лучших центров лиги?
— Хоккейная жизнь она такая — сегодня ты здесь, а завтра там. Поэтому, честно, даже не думал об этом. Хорошо, что так получилось.
— Сейчас уже осознали, что вероятнее всего, вы в «Динамо» надолго?
— Тут загадывать нельзя. Разные обстоятельства бывают — семейные, жизненные. Но мне бы, конечно, хотелось связать свою дальнейшую жизнь с «Динамо».
— В одном из интервью вы говорили, что Разин ругал вашу тройку за лишние передачи. Рядом с таким мастером паса, как Шипачев, тоже легко заиграться и забыть о чужих воротах. Как-то побороли этот момент или все-таки иногда теряете нацеленность на чужие ворота?
— Вадим очень много подсказывает, командует, в хорошем смысле этого слова. Куда ехать, где бросить, а где не бросить. Тут по игре нужно будет смотреть, удалось ли мне избавиться от этого момента.
— У вас с Шипачевым много схожего: вы оба больше цените красивую передачу, чем гол. Когда вы играли в «Северстали», как-то общались с ним? Может, он давал вам какие-то советы?
— Когда играл в «Северстали», то не общались. Но я его застал еще в свое прошлое возвращение в «Динамо», у нас были разговоры о моем развитии. Он вообще всем подсказывает, нет такого, что он кому-то больше внимания уделяет.
— Вспомните, что он вам говорил? Может, советовал, над чем нужно работать?
— Он говорил о профессионализме. О важности заминок, велосипеда. Когда ты помоложе, ты в силу возраста не осознаешь многие моменты. Где-то тебе нужно в зал сходить, где-то еще что-то. Нужно работать.
— Вас с первой же тренировки поставили к Шипачеву и Галиеву?
— Сначала у нас был лагерь развития, и поначалу было непонятно, каким будет сочетание звеньев. Ну а потом, когда уже началась предсезонка, нас с самого начала вместе поставили. Пока что играем вместе, не знаю, как сложится в сезоне.
— Вам долгое время не удавалось закрепиться в «Динамо». В плане технического оснащения и понимания игры у вас всегда все было в порядке, но чего не хватало?
— Трудно сказать. Наверное, проиграл конкуренцию. Может, тренерский штаб, который раньше был в команде, просто не видел меня в составе. Но у меня нет никаких претензий. Просто не могу сказать конкретно, в чем именно было дело. Старался выполнять свою работу.
— За счет чего удалось сделать такой прорыв в прошлом сезоне? Может, удалось прибавить в каких-то определенных компонентах?
— Это был мой не первый приход в «Северсталь», и мы с партнерами уже долгое время играли вместе. У нас была сыгранность, и это сыграло свою роль. Мы знали, кто куда едет.
— Стали ли вы за прошедший год сильнее в плане психологии? Работаете ли как-то над этим дополнительно?
— Конечно, психология важна. Но еще важнее опыт. С помощью него ты начинаешь понимать, что в каких-то моментах не нужно загоняться. Пришел домой, и сразу отпустил ситуацию. А где-то наоборот, необходимо отнестись серьезнее и пересмотреть свою игру. Это уже зависит от опыта. А это дело наживное.
— Что в «Северстали», что в «Динамо», вы выступаете в тройках, нацеленных на комбинационную игру. Вы с самого детства больше тяготели к игре в пас?
— Конечно. Нас всегда учили играть в пас. Но это все еще идет и от того, что я не самый габаритный игрок. Если ты соперника не можешь продавить, то нужно брать чем-то другим.
— Станет ли проще психологически от того, что теперь постоянно будете в Москве? Все-таки много времени в этом городе уже провели, сами признавались, что у вас тут есть друзья.
— Я жил во многих городах. Когда отправляли в ВХЛ, играл в Воронеже, в Балашихе долгое время на базе прожил, а теперь еще и есть опыт жизни в Череповце. Мне везде нравилось, не скажу, что где-то было плохо. Понятно, что везде свои минусы и плюсы, но везде было комфортно. Да, к Москве я больше привык, у меня здесь есть друзья и знакомые. Но не скажу, что это ключевой фактор.
— Какой самый памятный момент можете выделить во времена выступлений за «Северсталь»?
— Честно, на ум ничего не приходит. Это только так кажется, что сезон долго идет. На самом деле он очень быстро пролетает, и ты даже не успеваешь подмечать такие моменты.
— Успели уже заметить ли какие-то отличия в подходе Разина и Кудашова?
— Да, конечно. У них очень разные предсезонки. В этом году было больше бега и городков на земле. У Разина немного другой подход. Конечно, есть определенная разница. — Разин практиковал занятия боксом для хоккеистов. Где-то еще такое видели? — Нет. Это был очень полезный опыт, было интересно. Бокс — это очень энергозатратно, можно даже сравнить такие тренировки с кроссом.
— В чем особенность Разина как тренера?
— Он ищет к каждому индивидуальный подход. Если ему что-то не нравится в твоей игре, то он может вызвать тебя на индивидуальную беседу, на которой ты можешь высказать ему свое мнение — что у тебя не получается и почему. Конкретнее мне сложно так сказать. У меня все-таки пока нет большого опыта работы с разными тренерами.
— Работал ли он с вами индивидуально? Может, проводил какие-то беседы, которые вам помогли в дальнейшем?
— Один на один он меня почти не вызывал. Частенько он звал нас целой тройкой, если у него были какие-то вопросы к нашей игре. Но там по делу было. Бывало, он приводил какие-то истории из жизни, чтобы чему-нибудь научить нас, передать опыт.
— Провольнев подписал контракт с «Аризоной». Как вы считаете, у него получится сходу закрепиться в НХЛ?
— Думаю, что да. Это будет зависеть не только от него, но и от тренерского штаба и руководства «Аризоны» — важно, чтобы его правильно использовали. Бывает такое, что клуб подписывает хоккеиста, даже не зная его сильных или слабых качеств. Но сложно сказать, у меня нет опыта игры в Северной Америке. Я думаю, у него все получится.
— Сами хотели бы когда-нибудь оказаться в лучшей лиге мира? Там сейчас большой спрос на негабаритных хоккеистов.
— Конечно, у каждого игрока есть мечта поиграть в НХЛ. Но пока у меня не было оттуда никаких предложений.
— Эта чехарда с постоянной сменой «Динамо» на «Северсталь» как-то мешала психологически? Или было бы хуже, если бы вас оставили в «Динамо», но не давали бы столько игрового времени, сколько вы получили в Череповце?
— Никто не знает, как было бы лучше. Мне главное было играть и получать удовольствие от хоккея. Хорошо, что так получилось. Плюс это полезный опыт, когда меняешь команду по ходу сезона. Необходимо подстраиваться, уметь вливаться в коллектив.
— В прошлом сезоне вы провели первые матчи в плей-офф КХЛ. И сразу против «Динамо». Обидно было проиграть, могли ведь зацепить серию?
— Конечно, было очень обидно. Для меня эти игры были принципиальными, нужно было доказывать свою состоятельность. И, конечно, это был полезный опыт. В плей-офф другой хоккей. Было очень интересно. Команда в такие моменты как-то по особенному сплачивается, все бьются друг за друга.
— Чем плей-офф отличается от матчей регулярки?
— Там больше борьбы. Плюс очень важной становится игра в неравных составах. Мы неважно сыграли в большинстве, поэтому, наверное, серия так и закончилась. Нам нужно было добавить в этом компоненте, тогда выступили бы лучше.
— Всех восхитила игра «Северстали» — ровный первый матч против «Динамо», крупная победа во втором. Какая была атмосфера в раздевалке после той победы? Поверили ли, что сможете пройти во второй раунд?
— Ну, это была всего одна игра, а нужно выиграть четыре (улыбается). Безусловно, та победа придала нам уверенности в своих силах. В следующей встрече тоже неплохо играли. Это определенный опыт. Возможно, именно его нам и не хватило. Но нельзя зацикливаться на одной игре: если ты выиграл всего один матч и вылетел из плей-офф, то потом его никто не вспомнит.
— Переломным оказался третий матч, когда Кагарлицкий за 3 секунды до конца основного времени сравнял счет, а потом уже динамовцы дожали вас в овертайме?
— Наверное, да. Вообще говорят, что третий матч всегда определяющий. Хотя я не скажу, что мы в следующих играх выходили сдаваться. Рубились также, как и раньше. Даже в последнем матче серии у нас был шанс сравнять счет в концовке.
— Что почувствовали в тот момент, когда Кагарлицкий забил?
— Конечно, это был эмоциональный момент. Когда пропускаешь гол за 3 секунды до конца матча, это дает сопернику психологическое преимущество. Но тренеры нас сразу успокоили. Был еще овертайм, шансы были у обеих команд.
— Чувствовали ли особенное отношение со стороны динамовцев? Все-таки вы стали лучшим бомбардиром и снайпером «Северстали» в регулярном чемпионате.
— Мне кажется, там скорее по тройкам разбирали игру, чем персонально. Одного человека вряд ли кто-то будет сдерживать, только если это не Шипачев (смеется). Конечно, наша тройка не очень удачно выступила в плей-офф. Сами от себя ждали большего.
— Поговаривают, что Вячеслав Войнов прибыл на сборы в прекрасной физической форме. В чем его секрет? Он уже не впервые пропускает целый сезон, но потом возвращается и становится одним из лучших защитников лиги.
— Это профессионализм, прежде всего. Правильное отношение к быту, питанию. Даже не видно, что он пропустил сезон. Сразу стал одним из сильнейших защитников в команде. Так что тут все дело в правильном подходе к работе.
— Вы говорили, что вашими кумирами в детстве были Малкин и Дацюк. А есть ли кто-то из игроков Динамо, чью игру вы застали в ранней молодости? Может, Александр Еременко?
— Я застал Макса Афиногенова, когда он еще играл в «Динамо». В детстве следил за ним, и потом было так непривычно находиться с ним в одной раздевалке. А так, стараюсь у каждого игрока что-то подметить и перенять.
— Я слышал, что в «Динамо» Афиногенов тест Купера бегал быстрее молодых. Как такое возможно?
— Для него спорт стал образом жизни. Режим, питание. Он привык правильно готовить себя. Ну и генетически он очень одарен: чтобы доиграть до такого возраста, нужно иметь большое здоровье. С возрастом, как ни крути, становится тяжелее, поэтому очень важно слушать свой организм.
— Какой хоккеист по ходу вашей карьеры оказал на вас особое влияние?
— Когда меня только начали привлекать в «Динамо», мы играли с Игорем Игнатушкиным. И он мне очень много мне подсказывал — и в подготовке к матчам, и по разным психологическим моментам. Как не загоняться после матчей, например. Ну и по игре очень много мне подсказывал. А если смотреть в целом по карьере, то всегда наблюдаешь за другими игроками, анализируешь. Кто как к играм готовится, как восстанавливается. Постепенно перенимаешь этот опыт.
— В принципе, и вы уже можете что-то подсказывать молодым. К слову, одним из самых ярких хоккеистов «Динамо» на предсезонке стал Дмитрий Рашевский. Готов ли он к роли лидера клуба КХЛ?
— Посмотрим, сезон покажет. На предсезонке он смотрелся классно — много шайб забил, и в целом их тройка очень хорошо сыграла. Главное, чтобы он был готов психологически. Команда ему поможет.
— Работаете ли вы над чем-то индивидуально? Может, хотите обрести мощь и часто ходите в зал? Или прокачиваете свои сильные стороны — технику, понимание игры?
— Мне кажется, должен быть баланс. Главное не переборщить. Нужно быть и сильнее, и быстрее, работать над всем. Нельзя какой-то один аспект игры перегружать — руки, ноги или голову. Нужно найти баланс.
— Матчи против «Северстали» теперь будут для вас принципиальными?
— (Смеется). Не знаю, посмотрим. Сейчас каждый матч принципиальный: хочется успешно войти в сезон, главное, чтобы команда выигрывала.