Пресс-центр
Виражи судьбы Игоря Дорофеева
Судьба каждого хоккеиста своеобразна и по-особенному интересна. К одним она благосклонна и ведет спортсмена по хоккейной стезе с наименьшими потерями. К другим она коварна и капризна, подвергая их различным испытаниям. Но ни один хоккеист, я больше чем уверен, не станет на нее сетовать. Воспитаннику динамовской школы хоккея Игорю Дорофееву пришлось испытать в своей спортивной жизни много чего. Его хоккейная карьера начиналась в начале семидесятых годов прошлого века на маленькой дворовой коробке в подмосковном городе Дмитрове.
Уроки учил в электричке
Как и большинство своих сверстников, в детстве Игорь летом гонял в футбол, а зимою пропадал на хоккейной коробке. Был период, когда он увлекся баскетболом, но быстро понял, что это не его вид спорта. Потом, параллельно с хоккеем, Дорофеев увлекался еще и самбо. Все бы ничего, но однажды соревнования по хоккею и самбо проходили в один день. Родители сказали, что выбор он должен сделать сам. Игорь не колебался – собрал баул и уехал на каток. Наверное, с этого момента и началась настоящая хоккейная карьера будущего грозного форварда.
Первые медали он выиграл со своею дворовой командой в середине семидесятых на турнире «Золотая шайба». После этого окончательно решил связать свою жизнь с хоккеем. В один из дней двенадцатилетний Игорь сел в электричку и поехал в Москву, чтобы попытаться пробиться в хоккейную школу. Ближайшей от Савеловского вокзала была динамовская. На просмотр попал в команду ребят на год старше. Смотрел новичков Станислав Петухов. После игры он сказал Дорофееву, что подготовка у него хорошая и его принимают в школу.
- Тренировки были один раз в неделю и с преподавателями договаривались, что я, отучившись на два урока, уезжал на «Динамо». Но одним из условий была хорошая успеваемость. Уроки делал в электричке. Писать, конечно, было не совсем удобно, но устные предметы готовить поездная качка не мешала, - вспоминает Дорофеев.
После девятого класса, когда тренировки на «Динамо» стали чаще, он окончательно переехал жить в Москву. Первым его тренером стал экс-вратарь московского «Динамо», а ныне директор хоккейной школы клуба - Владимир Полупанов.
- С тренером мне повезло. Душевный человек, делал для ребят все что мог. Из нашего года на высоком уровне поиграли я, Карманов и Зинин, - рассказывает Дорофеев.
Наследник Мальцева
В семнадцать лет Дорофеев пробился в основной состав «Динамо», взяв себе игровой номер своего кумира - легендарного Александра Мальцева. Еще занимаясь в школе, Дорофеев постоянно посещал тренировки и домашние игры первой команды, внимательно следя за тем, как работает Мальцев на площадке. Старался что-то перенять из его богатого арсенала финтов и бросков.
- В 1985 году я впервые вышел на лед в составе первой команды. Не помню, с кем играли, потому что, честно сказать, меня переполняли эмоции. Тогда казалось, что стук сердца слышен на все Малую спортивную арену. Кроме эмоций и волнения сказывалось неимоверное напряжение. Как известно «масочникам» дают играть немного, а за это время нужно еще и проявить себя, иначе, если выступишь просто статистом, в следующей игре тебя заменит другой, - замечает Дорофеев.
В первом своем сезоне нападающий сыграл семнадцать матчей и забросил две шайбы. Свою первую шайбу, Дорофеев не помнит. Говорит, что тогда это было не столь важно. Главное было почувствовать вкус гола.
Середина восьмидесятых выдалась для динамовского клуба очень напряженной. В команде шла смена поколений. Через три сезона все усилия окупились с лихвою – динамовцы спустя 36 лет вернули себе титул сильнейшей команды страны и потом на протяжении четырех сезонов никому его не уступали.
- Осознание того, что выиграли чемпионат, пришло не сразу. Последняя игра за золотые медали выдалась очень трудной. Даже после финальной сирены мы еще не верили, что выиграли «золото». Лишь спустя несколько минут эмоции захлестнули всю команду. Потом были еще чемпионские титулы, и каждый раз это событие воспринимаешь по-новому, - рассказывает Игорь Дорофеев - единственный динамовец, который пять раз, становился чемпионом страны.
На переломе эпох
Конец восьмидесятых и начало девяностых было временем больших перемен в нашем хоккее. Маститые и звездные игроки уезжали играть кто за океан, кто в Европу. Самое время молодым и перспективным выходить на первые роли в командах. Игорю Дорофееву в это время немного не повезло. В начале девяностых динамовский нападающий попал в автокатастрофу и выбыл практически на весь сезон.
Предварительный диагноз врачей - перелом костей таза - мог поставить крест на карьере хоккеиста. Но потом провели тщательное обследование, и первичный диагноз не подтвердился. Однако на лед Дорофеев смог выйти только под конец сезона.
Уехать в НХЛ у него не получилось. Возможно, из-за той же аварии. Хотя желание попробовать себя в другом чемпионате у Дорофеева было. Тем более что в то время интерес к хоккею у нас угас, а там на любой матч собирались практически полные дворцы. В конце восьмидесятых Дорофеев вместе с командой принимал участие в знаменитых клубных сериях против энхаэловцев:
- Поначалу непривычно было играть на их площадках. Они не намного меньше наших. Но вот в чем особенность: пройдя синюю линию, можно было не щелкать, а бросать с кистей. Ну а по зрелищности, даже сравнивать смешно. Там совсем другая атмосфера, чем у нас, в Европе, на Востоке.
Перспективного и талантливого нападающего наставники юниорской, а затем и молодежной сборной сразу включали в состав. Два года подряд советские юниоры выигрывали золотые медали континентального первенства. В 1989 году Дорофеев в месте с партнерами по молодежной сборной добыли «золото» на мировом первенстве. А потом… Его включали в состав кандидатов, он привлекался на сборы, но в основу не проходил.
- Я ни на кого не обижаюсь. Значить не подходил, возможно, где-то не смог проявить себя. Ведь каждый тренер подбирает под свой стиль руководства, под свою схему, значить я не вписывался и не смог понять его требования.
Не смотря на это, Дорофеева жаждали заполучить в свои ряды многие наши клубы. Еще с тех времен, когда он начал заниматься в динамовской школе, у него были предложения от ЦСКА, «Спартака», «Крыльев», но Дорофеев остался верен родному клубу. Не в его характере было бегать из команды в команду. В «Динамо» все устраивало: атмосфера, отношение к игрокам, тренировочный процесс.
В средине девяностых Дорофеев все-таки подписал контракт на один год с итальянским хоккейным клубом. Правда, до этого у него было в активе несколько зарубежных командировок в Швейцарию. Приходилось иногда заменять в швейцарском клубе травмированного Юрия Леонова.
Итальянский хоккей ему не понравился. Уровень игроков слабый, дворцы маленькие, да и вся Италия бредила футболом. Поэтому, отыграв там сезон, он принял предложение японского клуба OSI PAPER и подписал с ним двухлетний контракт.
- К хоккею в Японии относятся очень серьезно. Кроме наших игроков, там выступали и канадцы, и американцы. Уровень, конечно, был ниже нашего, но вот отдача игроков всегда потрясала. Они буквально костьми ложились на площадке, поэтому играть против них было сложно, - вспоминает Дорофеев.
Три года за границей послужили для него своеобразной подготовкой для того, чтобы снова блеснуть в российском чемпионате. Он заключил контракт с омским «Авангардом» и поначалу все складывалось неплохо. Но потом дали о себе знать последствия травм. Стало опухать колено. Подлечившись, он вернулся в хоккей, но уже в другой клуб – «Крылья Советов». Однако болезнь не позволила сыграть и там. После долгих раздумий, Игорь решился на операцию. Когда прошел обследование, оказалось, что и другую ногу нужно было оперировать. Так закончилась его карьера игрока, для которого не было непробиваемых вратарей. Он забрасывал всем. Особенно любил выходить «один в ноль». Сближаясь с вратарем, всем своим видом показывал, что будет уходить налево, а сам неуловимым движением клюшки перекладывал шайбу, делал резкий вираж направо и вонзал ее под перекладину.
Но с хоккеем Дорофеев расставаться не хочет. Постоянно следит за выступлениями «Динамо», национальных сборных. Сильно переживал поражение нашей молодежной команды в серии с канадцами:
- Результат безобразный. Я думаю, что руководство нашего хоккея над этим задумалось и сделало правильные выводы. Конечно, легче сказать, что у нас все плохо, но ведь надо не просто говорить, а как-то менять ситуацию. Посмотрите, сколько сегодня уезжает наших игроков в НХЛ? Считанные единицы, а раньше чуть ли не целыми командами. Это тоже показатель работы наших школ.
Сегодня Дорофеев тренирует одну из любительских команд, выступающих в непрофессиональной хоккейной лиге Москвы. На мой вопрос, хочется ли еще поиграть, он отвечает, что было бы интересно потягаться со своим годом, погонять шайбу.
Кроме хоккея, у него есть свое небольшое дело, которое забирает львиную долю времени, но он все равно выкраивает свободные часы и приезжает поболеть за родной клуб.
- В нынешнем хоккее не хватает изюминки. Но, не смотря на это, он мне нравится. Команды показывают скоростной и интересный хоккей. Болею за родной клуб, в каком бы состоянии он не был. Я динамовец до мозга костей!
Курьезы и шутки
- Игорь Витальевич, помните, когда и как забросили самую курьезную шайбу?
- Их было много, но вот одна запомнилась на всю жизнь. Играли мы с одноклубниками из Риги. У них в воротах тогда блистал Артур Ирбе. Прохожу по флангу, а передачу отдать некому - все закрыты. Я уже практически уехал за ворота и бросил верхом в надежде что на «пятаке» ребята поборются и затолкают ее в ворота. Шайба попадает в плечо Артуру и залетает в ближний угол. Он в недоумении, а я доволен. Всем сказал, что так и задумывал.
- Хоккей – игра мужская, а в мужском коллективе и шутки соответствующие. Можете рассказать, как подшучивали в команде друг над другом?
- Может не стоит..? (улыбается). Ну, хорошо. Надо мной ребята однажды подшутили очень здорово. Многие жили на базе, а москвичей отпускали по домам. И так получилось, что я стал приезжать за десять минут до тренировки. За годы научился быстро экипироваться. Ребята раз посмотрели на это, другой, третий, потом просто вытащили шнурки из ботинок. Я, по привычке оделся и за коньками в сушилку. Не обращая внимания, обул и… не могу понять, чего-то не хватает. Оказалось, мне вытянули шнурки. После этого я больше не опаздывал.