Пресс-центр
Виталий Давыдов: Дворовый хоккей был лучшей школой
Трехкратный олимпийский чемпион, девятикратный чемпион мира, почетный советник хоккейного клуба «Динамо» (Москва) Виталий Давыдов, в начале апреля отметил 85-летие.
— Виталий Семенович, как оцените выступление вашей команды в этом сезоне?
— Динамовцы сыграли на своем уровне. Если говорить о хоккее в целом, то он не стоит на одном месте, постоянно развивается — в быстроте движения, новых тактических моментах. Но все зависит от притока талантливых ребят, а они появляются волнами. Сейчас я бы отметил игру Никиты Гусева, который играет у нас в «Динамо». Он мне нравится своим пониманием игры и видением на ход вперед. Это, кстати, способность талантливых шахматистов.
Когда мы были на сборах, к нам приезжал советский гроссмейстер Давид Бронштейн. Я у него тогда спросил: «За счет чего можно победить, когда встречаются два больших мастера»? Он ответил, что выиграет тот, кто видит дальнейшую комбинацию. Так же и в хоккее.
— В ваше время было немало таких хоккеистов…
— Есть хоккеисты хорошие, а есть настоящие виртуозы игры. Вспомним, например, Толю Фирсова (Анатолий Васильевич Фирсов — заслуженный мастер спорта СССР, 1941–2000 гг. — «ВМ»), Сережу Макарова (Сергей Михайлович Макаров — двукратный олимпийский чемпион, восьмикратный чемпион мира. — «ВМ»), Сашу Мальцева (Александр Николаевич Мальцев — двукратный олимпийский чемпион, серебряный призер Олимпийских игр. — «ВМ») и других. Они видели игру на несколько шагов вперед и могли решить исход поединка. Так же и в музыке. Есть просто скрипачи, а есть виртуозы. Или давайте вспомним выдающихся писателей или актеров. Сегодня же все будто на одно лицо.
— Как считаете, виртуозами становятся или это талант, данный с рождения?
— Такими их создала природа. Виртуозы мыслят другими категориями. Я у Саши Мальцева спрашивал, как ему удавалось так обыгрывать соперника, а он мне отвечал, что он и сам не знает, как у него это получалось.
Сейчас мы открываем спортивные академии, но самой лучшей школой был дворовый хоккей. Он воспитал выдающихся спортсменов, потому что во дворе хоккею никто не учит, никто не говорит, как обвести и отдать пас. На дворовой площадке никто ни от кого не зависит. Только от себя. В школах же дети должны делать то, что говорят тренеры. А какие они — это тема уже другого разговора.
— Что бы вы хотели улучшить сегодня в хоккее?
— Технику. Это считается главным у спортсмена. Физическое состояние можно довести до кондиции с учетом прочитанных материалов. С техникой — уже сложнее. Улучшить хоккей можно только за счет мастерства.
— Как вы считаете, насколько допустимо сравнивать современный хоккей с советским? Многие считают, что в ваше время он был более зрелищным.
— Я согласен. Раньше хоккей был более приятным для зрителя, потому что, опять же, было много игроков — техничных и талантливых. Причем в любой команде — и в «Спартаке», и в ЦСКА, и в «Динамо». На интересных хоккеистов публика и ходила. А сейчас порой смотришь — игра унылая, ребята бодаются в середине поля и практически не создают голевых моментов.
— А есть в хоккее что-то, что вы бы хотели непременно поменять?
— На протяжении десятилетий я говорил и говорю о нашем судействе. Здесь мы отстаем. На 100 процентов. Арбитры тормозят игры. Иногда бывают такие моменты, на которые, может, и не следовало обращать внимания.
Однако они зачем-то игру останавливают и начинают совещаться. Это говорит о том, что арбитрам не хватает компетенции. Четыре человека катаются и никак не могут решить — то или иное действие было совершено вне игры или нет, правильно игрок сделал силовой прием или что-то нарушил. Такие вопросы нужно решать мгновенно. Раньше со всем этим двое судей справлялись. В общем, здесь требуется усиление.
— То, что Россию отстранили от мировых соревнований, сильно отражается на нашем хоккее в целом?
— Я считаю, что большие руководители всемирного хоккея, да и не только нашего вида спорта, должны все-таки сделать допуск для российских команд на все соревнования, особенно на Олимпиаду — это высший экзамен. Где еще ребятам завоевывать медали, если не там?
— Может быть, хотите нашей молодежи что-нибудь пожелать?
— С удовольствием! Кроме хоккея, нужно обязательно еще где-нибудь учиться. После школы поступить, например, в педагогический или физкультурный институт. Мы в свое время через это проходили. Знания необходимы для дальнейшего роста, когда придется повесить коньки на гвоздь. Нужно обязательно развиваться всесторонне. Никогда не знаешь, что ждет тебя впереди и получится ли дальше заниматься своим любимым делом.
— А чем клуб «Динамо» отличается от остальных?
— Мы своих никогда не бросаем. Тем, кто заканчивает играть в хоккей, всегда помогаем трудоустроиться. Но так ведь не везде. Поэтому о будущем надо задумываться заранее.
— Недавно вам исполнилось 85 лет. Но вы по-прежнему оптимистичны, бодры и жизнерадостны. Это спортивная закалка?
— Отчасти она дает возможность быть в форме. И опять же я стараюсь соблюдать правильный образ жизни и принципы здорового питания. Это у меня было заложено еще с тех времен, когда я играл в хоккей.