Пресс-центр
Егор Мартынов: Старт получился хороший. Надо не сбавлять
— В «Динамо» я обжился быстро, у нас в команде замечательный и очень крепкий коллектив. Все ребята дружные, помогаем и поддерживаем друг друга. С организацией тоже никаких проблем нет. Могу только спасибо сказать за то, что меня так тепло здесь приняли.
— «Динамо» сейчас — достаточно молодая команда. А ты уже опытный состоявшийся игрок, как себя чувствуешь среди молодежи?
— Этого вообще не замечаешь. Старше ты или моложе — в команде мы все равны и нацелены на общий результат, одеяло на себя никто не тянет. Все разговариваем между собой, нет такого, чтобы иностранцы или ребята, которые постарше, только между собой общались. Повторюсь, коллектив очень сплоченный — это поможет нам добиться поставленных целей.
— Как состоялся твой переход из «Торпедо» — чья была инициатива?
— Все произошло стандартно, агент сообщил, что «Динамо» вышло с предложением. Переговоры не заняли много времени. Я сам был обеими руками за переход в «Динамо». Летом созвонился с тренером. Алексей Николаевич рассказал, какие будут подготовительные сборы, к чему готовиться. Поэтому и я, и другие ребята приехали туда уже в хорошем физическом состоянии.
— Почему так легко расстался с Нижним Новгородом? Ведь у тебя был лучший +/- в «Торпедо». Да и результативность неплохая.
— Это уже пройденный этап, возвращаться к нему не хочется. Сейчас я игрок «Динамо» и все мои мысли связаны непосредственно с этим клубом.
— Кстати, с коэффициентом полезности у тебя и в «Динамо» все в порядке, а вот очков пока немного. Хотя в карьере были сезоны, когда ты по двадцать с лишним баллов набирал.
— Всегда хочется большего. Но я в первую очередь защитник и для меня на первом месте показатель полезности. Важно — не пропустить. Что касается результативности, еще ведь только месяц с начала чемпионата прошел — все впереди. Но очки, голы, передачи — для меня это все-таки второстепенно. Главное — победы команды, а старт у нас хороший получился. Надо только не сбавлять обороты.
— Ранее ты успел поработать со многими известными специалистами. Кто на тебя оказал большее влияние — Петр Воробьев или Боб Хартли?
— Для меня стало большой удачей, что я попал к такому тренеру, как Петр Ильич Воробьев, как раз в тот момент, когда начал как бы взрослеть в хоккее. Все знают, как Воробьев работает с молодежью, а я попал в его команду, когда мне двадцать лет было. Помню его летние сборы, они для меня до сих пор самые тяжелые за всю карьеру. Но через это нужно было пройти и именно в том возрасте. Это как фундамент для дома заложить. Я за это Петру Ильичу очень благодарен, это была хорошая школа для игроков, которые делали свой шаг из юниорского хоккея во взрослый. А Боб Хартли стал для нас учителем уже совсем на другом уровне. Он к игрокам в команде относился как к детям. У Боба все горело — душа, сердце, глаза… Он каждого хотел научить быть лучше, каждому передать свой опыт. Вплоть до мелочей — как правильно поставить коньки, как сыграть клюшкой в определенной ситуации. У него очень кропотливая подготовка к матчам с видеообзорами. Причем Хартли работал так и с защитниками, и с нападающими, и даже с вратарями. Он каждого своего игрока пытался вывести на новый уровень. И за него говорят результаты. Боб работал тренером в разных странах, в разных лигах и везде добивался побед.
— Что запомнилось в тренировках Воробьева, чем они были особенно тяжелы?
— Каждая первая тренировка после выходного. Это было что-то! Сперва целый час, без преувеличения, три разных упражнения «1 в 1» через всю площадку. Потом еще 15 минут упражнение в формате «3 на 3». И в конце знаменитые баллоны. Поэтому мы и на выходных режим строго соблюдали.
— Сильно изменился хоккей за 10 лет, которые ты провел в КХЛ? Рискнем предположить, что в команде Воробьева популярный ныне лозунг «пять в атаке и пять в обороне» был немыслим.
— Да, у Петра Ильича нападающие в основном занимались своим делом, а защитники своим. Но хоккей действительно поменялся. Сегодня если защитники нападающим в атаке не помогут, то те просто в чужой зоне не справятся. Последними, кто втроем мог всю пятерку соперника обыграть, были, пожалуй, Зарипов, Мозякин и Коварж. Им можно было не помогать. А сейчас игроки должны поддерживать друг друга и в атаке, и в обороне. Хоккей стал еще более командной игрой. Посмотрите, даже вратари начали участвовать в атаке. Если соперник забрасывает шайбу в зону неудачно, то голкипер останавливает шайбу и быстрой передачей облегчает игрокам выход из своей зоны. Вот, кстати, Хартли с вратарями это постоянно отрабатывал, добивался, чтобы они выходили из ворот, забирали шайбу и отдавали ее защитникам. Это ускоряет переход из обороны в атаку, сокращает время, которое ты на защиту своих ворот тратишь.
— Как относишься к кардинальному увеличению количества матчей в чемпионате?
— Любой игрок скажет, что играть лучше, чем тренироваться. Поэтому я отнесся положительно к тому, что игр стало больше. Хоккей — это наша жизнь, играть — одно удовольствие.
— Почему все хоккеисты так не любят тренироваться? Миллионы людей совершенно добровольно идут после работы в фитнес-центры и прилично там себя нагружают. А любой хоккеист действительно скажет: «Нет уж, лучше играть».
— Потому что для нас тренировки — не самоцель. Мы тренируемся, чтобы играть. Поэтому и выбор очевиден. Любой матч — это не просто нагрузка, а эмоции, адреналин, кураж, соперничество.
— Как относишься к изменению правил в пользу нападающих? Сейчас в обороне схлопотать две минуты намного проще, чем десять лет назад.
— Как защитник, я бы с удовольствием вернулся в прежние времена, когда можно, как говорилось, «жилет надеть» на нападающего и кататься вместе с ним. Но хоккей меняет правила в пользу зрелищности и результативности. Значит, нам, защитникам, надо еще лучше готовиться к матчам. Так что все к лучшему, новые правила не дают нам расслабляться.
— Тебя по-прежнему готовит к сезону отец? Каким видом спорта он сам занимался?
— Папа тренер по общефизической подготовке с огромным опытом. Каждое лето я готовлюсь по его программе перед командными сборами. А во время сезона он мне что-то подсказывает после игр, делает замечания. Это позволяет мне лучше подготовиться к следующему матчу, потому что есть возможность взглянуть на себя со стороны его глазами. Такой анализ очень полезен.
— Знаем, что ты эрудированный человек, любящий читать. Причем, не художественную, а развивающую литературу. Какая книга произвела на тебя наиболее сильный эффект?
— На меня сильное впечатление произвела книга «Богатый папа, бедный папа». Она изменила мое мировоззрение. Один из ее авторов, Роберт Кийосаки, еще посоветовал прочесть «Самый богатый человек в Вавилоне». Там говорится о правилах, которых ты должен придерживаться, чтобы добиться успеха. Еще я с удовольствием прочитал автобиографию знаменитого футбольного тренера Алекса Фергюсона. Интересно было узнать о его подходах к тренировкам, о внутренней кухне в раздевалке. Например, когда он пнул в сердцах бутсы и попал Бекхэму по голове, а Дэвид на тренера обиделся. Из более современных мне понравилась книга «Отец. Как воспитать чемпиона в спорте, бизнесе и жизни». Ее написали наш известный бизнесмен Игорь Рыбаков и тренер Абдулманап Нурмагомедов, отец Хабиба. В ней рассказано, как отец воспитывал Хабиба и вырастил из него бойца, который ни разу не проиграл. Там очень жесткая дисциплина была. Считаю, что надо постоянно учиться у людей, которые добились в жизни успеха.
— Помогают советы из книг в реальной жизни?
— Безусловно. Мы все любим хоккей, но жизнь на нем не заканчивается. Карьера любого спортсмена рано или поздно завершится. Но это не означает, что мы в этот момент должны остановиться в развитии. Век живи, век учись.