Пресс-центр
Илья Каблуков: Я не играющий тренер, но стараюсь помочь молодёжи
После того, как в межсезонье «Динамо» рассталось с Вадимом Шипачёвым и Вячеславом Войновым, в руках Алексея Кудашова оказалась довольно молодая команда. Но и среди обилия юных воспитанников московского клуба нашлось место опытным игрокам. Прежде всего, речь об Илье Каблукове. 34-летний центральный нападающий выиграл за свою карьеру три Кубка Гагарина, а в 2018 году стал олимпийским чемпионом. И, что не менее важно, Каблуков работал с нынешним главным тренером бело-голубых сразу в двух клубах: «Атланте» и СКА.
«В «Динамо» пришёл под тренеров, они от меня хотят видеть помощь молодёжи»
— В «Динамо» вы вновь будете работать с Алексеем Кудашовым, под руководством которого играли много лет назад в «Атланте»...
— Не только с Кудашовым. Александр Савченков и тренер по физподготовке Ларс-Йоран Альквист мне хорошо знакомы, они тоже были тогда в штабе «Атланта».
— Ощущаете, что снова в Мытищах оказались?
— Такого нет. Мы же всё равно за это время общались между собой. Списывались, общались после матчей. Нет такого, что с кем-то встретился спустя 10 лет. Мы и расставались с Алексеем Николаевичем (Кудашовым — прим. KHL.ru) абсолютно нормально. С одной стороны, как общались хорошо, так и общаемся. С другой стороны, у меня новая роль. Возраст соответствующий, больше ответственности. Спрос с меня выше.
— И что, уже начали спрашивать?
— Так, невзначай.
— Можно сказать, что вы пришли в «Динамо» под тренеров?
— Пожалуй, да. Заинтересованность, чтобы я пришёл, была. Я её всячески поддержал. Потому что знаю, что эти люди могут, а они знают, чем я могу помочь. От меня хотят видеть помощь молодёжи, а я посчитал, что мне эта задача по плечу.
— Со времён «Атланта» взгляды и методики Кудашова поменялись?
— Я бы не сказал, что подготовка поменялась. Я знал, что будет и был к этому готов. Я такую предсезонку много-много раз проходил и, думаю, ещё неоднократно пройду. Привычка выработалась, поэтому мне не так тяжело, как некоторым ребятам. Ведь кто-то играл раньше у тренеров, которые не приветствуют бег. У тех же иностранцев.
— Боб Хартли, например.
— Например, он. За два года у нас в «Авангарде» не было бега. Весь бег у него — на льду.
— Многим игрокам с возрастом требуется индивидуальный подход, зачастую более щадящий. Тот же бег меняют на велосипед. Вы в свои 34 года тянете эти нагрузки?
— Вообще спокойно! Я всю жизнь бегал. Сложностей вообще не испытывал. Мне даже было непривычно без бега в «Авангарде». Приходилось заново учиться проходить предсезонку.
— Был ли у «Динамо» тест Купера? Некоторые команды от него начинают отказываться.
— В этом году не было. Видимо, нас пощадили (смеётся). Но мне, опять же, он не страшен. Если раньше я «умирал» на нём, бегая бездумно, то теперь с годами научился тест Купера сдавать правильно и прибегать не таким уставшим.
«Думаешь, что всё знаешь, а приходишь к тому же Хартли и заново начинаешь учиться хоккею»
— Есть ли другие аспекты в тренировках или игре, к которым вы пришли с годами?
— Очень много всего. От каждого тренера я что-то брал, чтобы потом было легче на льду. У Знарка одно, у Быкова другое, у Хартли третье. Не буду конкретизировать. Мало ли раскрою чей-то секрет? Ты впитываешь их опыт, а потом передаёшь их молодым ребятам. Даже сейчас я со своими крайними в звене Мурановым и Джиошвили много разговариваю. Хорошие парни, но им нужно ещё многому учиться. Я тоже когда-то думал, что всё знаю о хоккее, а сталкиваясь с легендами нашего тренерского цеха, понимаешь, что не знаешь ничего. Приходишь к тому же Хартли и заново начинаешь учиться хоккею.
— Хартли же учил игроков даже как клюшку правильно ставить на лёд.
— Не только клюшку, но и коньки. Куда надо смотреть.
— Он прямо за руку игроков водил?
— Всё объяснялось на собраниях. Целыми днями: видео, видео, видео. В том числе и индивидуальные подборки моментов, даже с тренировок. Разбираем с ним, что ты сделал неправильно. У Боба есть рамки. Это человек со своими мелочами и правилами. Вольностей практически не позволялось. Роли в команде у Хартли тоже чётко разделены.
— Могут ли эти четыре года работы Хартли с «Авангардом» оставить след на всём российском хоккее?
— Да зачем далеко ходить? Дмитрий Рябыкин говорит в интервью, что нет смысла менять тактику, раз она работает. Человек уехал, а тактика осталась.
— Но будет ли Рябыкин таким же по-хорошему дотошным тренером как Хартли?
— А вот это мы и посмотрим. Как ни банально, время покажет. Один человек будет уделять мелочам внимание, другой — нет. Хартли это привело к тому, что он в каждой лиге, где работал, брал кубок. Его система работала везде.
— Разница, наверное, только в том, сколько времени проходила адаптация к тому или иному чемпионату. Кстати, не с процессом ли обучения новых игроков «Авангарда» связана неудачная первая половина прошлого сезона?
— И с этим в том числе. Потом Боб столкнулся с тем, что у нас не стало праворуких защитников. А у нас модель игры на этом держалась. Многое из-за этого начало рушиться, пошли проблемы в обороне. Как выходить из зоны без праворуких защитников? Это не заложено в системе Хартли.
«Хартли посадил ко мне Мирошниченко и сказал, чтобы я был для него как папа»
— Вы чувствуете себя немного играющим тренером?
— Да нет, я просто стараюсь помочь ребятам. Всё-таки я не влияю на план тренировок, не придумываю упражнения, не формируя сочетания. Всё это — прерогатива тренеров. Я же помогаю молодым адаптироваться к КХЛ и в целом взрослой жизни.
— Вы же тренировались с Иваном Мирошниченко, когда его первый раз привлекали к основе «Авангарда». — Это был задание Боба. Он посадил его рядом со мной, сказал, чтобы я был как папа для Вани. «Пускай он смотрит на тебя и тянется», — говорил Хартли. — И как, Иван тянулся?
— Он работяга! Не всегда получалось всё схватывать налету. Я должен был ему объяснять упражнения, но у Боба всё так быстро в тренировочном процессе, что иногда не успевал. В какой-то момент Ваню подкосило то, что его не взяли в сборную. Потом вылезла эта болезнь. Непростой период для молодого парня. Но я уверен, что он со всем справится.
— Как в команде отреагировали на известие о его заболевании?
—Все понимают, что болезнь — это своего рода случайность. Ваня этого не заслуживал, как и любой человек. А мы не можем на неё повлиять кроме как поддержать. Записывали видео, старались говорить правильные слова. В остальном всё сделали клуб и доктора. Сейчас приятно его видеть улыбающимся. Надеюсь, болезнь отступила и скоро увидим Мирошниченко на льду.
— Мирошниченко не удивил вас своими физическими данными? Для своих лет он настоящая машина.
— Я в принципе заметил, что сейчас хоккеисты раньше взрослеют. Подход изменился. Сейчас много тренинг-кэмпов, индивидуальных занятий. В моей молодости всего этого не было. Либо это было, но стоило больших денег. Теперь же ребята приходят в главную команду более подготовленными.
— Как думаете, ваша карьера повернула бы в другую сторону, будь в юности такие условия?
— Конечно! 100%. Сейчас полно ребят либо попадают с ходу в основу клубов КХЛ, либо уезжают без особого опыта мужского хоккея в НХЛ.
— А есть то, что вам не нравится в нынешней молодёжи? «Динамо», например, очень молодая команда.
— Время меняется, меняются отношения между игроками. Раньше были одни негласные правила что можно делать в раздевалке, а что нельзя, теперь — другие. Возрастной разрыв между одноклубниками сократился. Молодые игроки более непринуждённые, у них руки развязаны. Носить баулы раньше было обязанностью, а теперь их только изредка просят помочь. «Если бы в своё время не отошёл от креатива, может быть и не играл уже в хоккей?»
— Сергей Светлов как-то сказал про вас, что «Каблуков — тренерский игрок». Что он вкладывал в это понятие?
— Наверное, дело в том, что я постарался занять свою нишу. Если бы я в своё время не ушёл от креатива в более оборонительную манеру игры, может быть и не играл уже в хоккей? На тот момент стоял такой выбор. Необходимо было занять нишу чекеров, которой тогда по сути не было. На этой роли ещё не так акцентировал внимание.
— Это был тяжёлый процесс?
— Когда не играешь одну, вторую и третью игру — осознание приходит быстро. А когда действуя с акцентом на оборону получаешь стабильное игровое время, то понимаешь, что это то, что от тебя нужно команде. Если это так работает, то я буду так играть. Такой подход приносит пользу как команде, так и тебе самому. Оп, кубок выиграл, и все довольны! Смотрю на некоторых молодых, они бубнят: «вот, я там-то забивал, хочу в атаке играть». Ну иди, попробуй. Но если не можешь сейчас забивать регулярно в КХЛ, бери своё другими методами. Не все это осознают.
— Бывало, что вас ставили в оборону?
— Знарок, бывало, ставил. Я даже наигрывался перед Олимпиадой в защите. Был вариант, что если будет череда травм у защитников, то я первый пойду в оборону. Всякое же может быть, нужен план Б. Но если защитник ещё может в атаке сыграть, то нападающему в обороне гораздо сложнее. Нужны специфические навыки.
— У вас они есть?
— Если честно, за последние пару лет они немного притупились. У Хартли нападающие не должны ехать в оборону спиной. Тогда как для любого защитника это основной манёвр. Но если надо — выйду в защите.
— Атакующие игроки кайфуют от голов и передач. От чего удовольствие получает чекер? Разумеется, помимо командных побед.
— Знаете, как приятно, когда выходишь в меньшинстве, ловишь шайбу на себя и сопернику не удаётся забить? А потом приходишь в раздевалку и тебя за это вся команда благодарит. Парни понимают, что это больно.
— Победные синяки меньше болят?
— Да привыкаешь уже скорее. Так что мы благодарим ребят за голы, они нас — за блокированные броски. Получаем удовольствие от командной работы. Это своего рода бартер (смеётся).
— Меньшинство на последних минутах финала Олимпийских игр — самое памятное меньшинство в вашей карьере?
— Да уже забыто всё.
— Неужели?
— Некоторые люди, конечно, напоминают о той победе.
— А вещи? Медаль? Автомобиль?
— Машина давно продана. Медаль, конечно, висит, но я же не смотрю на неё каждый день. Фото в «вотсаппе» с награждения в Кремле разве что напоминает. — Молодые игроки «Динамо» знают, что имеют дело с олимпийским чемпионом? — Не знаю даже. Я как-то спокойно к этому отношусь.
«Когда прервал безголевую серию – эмоциональный взрыв был не у меня, а у Ковальчука»
— Вы совсем недавно переживали серию из 100 с лишним матчей без голов. Что посоветуете игрокам, которые также долго не могут забить?
— Не загоняйтесь. Я сначала забивал этим голову, а потом просто отпустил. Случилось или не случилось — неважно. Ловишь дзен. Прошло 50 матчей, да и хрен с ними! Не обращаешь внимание.
— Долгожданный гол восприняли также философски? Или всё-таки был эмоциональный взрыв?
— Прошло как по щелчку. Не у меня был взрыв, а у команды. Прежде всего, у Ковальчука. Илюха тогда сразу написал «я приехал — кэп забьёт». И что? Сдержал слово. С его передачи я и забил. Он радовался больше, чем я!
— Ковальчук — сгусток энергии?
— Да! Человек очень эмоциональный. Он нереально заряжает. Хочется с ним общаться, играть, «вариться» в одной раздевалке.
— Он ещё поиграет в хоккей?
— У меня есть инсайд. Скажем так: мы увидим его. Может, мои источники врут, а может и нет. Давайте оставим интригу.
— Когда «Динамо» отпустило Вадима Шипачёва и Вячеслава Войнова, стало понятно, что по именам это будет достаточно средняя команда...
— Сразу вас прерву. А что, при Знарке в чемпионские годы был звёздный состав? Кто там выделялся? Кокарев, Горовиков… Тот же Анисин до прихода в «Динамо» не был звездой. Главное, что в нынешнем составе много голодных до побед игроков. Момент пресыщения он, как ни крути, важен. Спросите у Даниса Зарипова и других титулованных игроков. Уверен, большинство скажут, что самый ценный кубок — первый. Эмоции первые не повторить. Когда ребята этого ещё не прочувствовали — это большой стимул. Даже когда мы с «Авангардом» выигрывали, были команды сильнее. Толчинский, Найт, Буше — все они мастера, но до этого не выигрывали трофеи. На нас и давления такого не было, как на тот же СКА каждый год.
— Для «Динамо», получается, плюс, что на вас не направлены сейчас прожекторы?
— Конечно.
— То «Динамо» Знарка — это ролевая модель для нынешнего «Динамо»?
— Мы ещё посмотрим. Не все ребята приехали. Соберётся пазл, команда отойдёт от тяжёлой предсезонки — тогда будет видно. Много молодых ребят на сборах, каждый по-разному будет адаптироваться. Опять же, календарь предстоит в регулярке почти без перерывов, неизвестно как это скажется на разных командах. Возможности передохнуть, добрать «физики» не будет.