15 лет назад «Динамо» выиграло Кубок европейских чемпионов. Грабовский вспомнил тот турнир и признался, что не пошёл на решающий буллит
В середине нулевых главным событием зимы был вовсе не молодежный чемпионат мира. В начале января чемпионы России выходили на международную арену, чтобы доказать превосходство российской Суперлиги над европейскими чемпионатами. На протяжении многих лет Международная федерация хоккея пыталась создать такой турнир, который мог бы сравниться по престижу и значимости с футбольной Лигой чемпионов – и этот эксперимент не останавливался. Шли годы, менялись форматы, названия, регламенты, но одно оставалось неизменным – московским динамовцам не покорялся трофей ни в одной из его вариаций. Кубок европейских чемпионов в 2006 году стал десятым финалом для бело-голубых на европейской арене. Именно тогда самая титулованная команда России прервала эту неудачную серию.
К 15-летию своего триумфа «Динамо» подошло с размахом. Помимо сюрпризов на домашних матчах против минского «Динамо» и подмосковного «Витязя», клубный YouTube-канал показал финальный матч против «Кярпята», а также подготовил документальный фильм о победе в Кубке европейских чемпионов. А клубный блог «Сила в движении» пообщался с героем того турнира – экс-нападающим бело-голубых, а ныне тренером минского «Динамо» Михаилом Грабовским.
Из интервью вы узнаете:
• почему Грабовский пропустил начало сезона-2005/06;
• как игроки относились к Кубку европейских чемпионов;
• как появилась тройка Харитонов – Сушинский – Грабовский;
• что было с финансовым положением в клубе;
• почему победный буллит исполнял Игорь Мирнов.
Михаил Грабовский провел в Москве лишь год, но сам считает именно период в «Динамо» главным толчком в старте заокеанской карьеры. Мало кто знает, но после блистательного сезона в нижнекамском «Нефтехимике» Грабовский должен был перейти совсем не к бело-голубым:
– Там была непростая история. Я уходил из «Нефтехимика» к тренеру – Владимиру Крикунову, к человеку, который дал мне дорогу в большой хоккей именно в Нижнекамске. Тогда, по некоторой информации, он должен был оказаться в «Ак Барсе» – и был расчет, что туда перехожу и я. Но так получилось, что он остался в «Динамо» – возникла неприятная ситуация, из-за которой я месяц провел без хоккея. Пошли разбирательства, где я должен играть. Знаю, что со стороны Владимира Крикунова было много хороших слов в мой адрес – он хотел, чтобы я оказался в «Динамо».
– Вы перешли в чемпионскую команду, которую только что покинул ряд ведущих игроков. Что это было за «Динамо» в сезоне-2005/06?
– Несмотря на то, что локаут кончился и ряд игроков покинул коллектив, это была хорошая команда с классными хоккеистами. Хотя руководство сменилось – и финансовая ситуация в клубе была не самая хорошая. Игроки не всегда вовремя получали зарплату. Возможно, и это отразилось на команде, и сезон вышел не таким удачным, как хотелось.
* * *
После чемпионства-2005 динамовцы понесли существенные потери в составе. Уехали не только энхаэловцы, что было ожидаемо – как и переход Овечкина в «Вашингтон», но и другие хоккеисты (главными новичками же стали Максим Сушинский и Михаил Грабовский). Хотя главным ударом для клуба стало назначение вице-мэра Москвы Валерия Шанцева, под патронажем которого бело-голубые не испытывали серьезных трудностей с финансированием, на пост губернатора Нижегородской области.
По ходу сезона выяснилось, что ключевые спонсоры больше не заинтересованы вкладывать в команду деньги. К сожалению, руководству клуба так и не удалось найти новые источники финансирования. В результате хоккеисты, уставшие от задержек зарплаты и пустых обещаний, фактически бросили играть. Итог сезона – восьмое место в регулярке и поражение в первом раунде плей-офф (где впервые после 2000 года выступило 16 команд) от «детского сада» Петра Воробьева (так в одном из интервью Крикунов охарактеризовал состав тольяттинской «Лады»).
Но назвать сезон полностью проваленным все же нельзя. Ведь наконец-то бело-голубые смогли выиграть Кубок европейских чемпионов! На пути к заветному трофею в групповом турнире подопечные Крикунова победили словацкий «Слован» и чешский «Пардубице», а в сумасшедшем по накалу финальном матче в серии буллитов обыграли финский «Кярпят». Героями финала стали вратарь Сергей Звягин и нападающие Вадим Шахрайчук и Игорь Мирнов, забросившие решающие буллиты. Самым ценным игроком турнира был признан Максим Сушинский.
– С чем ассоциируется у вас сезон-2005/06?
– В первую очередь – с победой в Кубке европейских чемпионов. Помимо этого, игра в звене с Сушинским и Харитоновым. Мы не сразу начали играть вместе, так как в начале сезона я и вовсе был в четвертой тройке с молодыми ребятами – и не так много времени получал. Но затем при определенных обстоятельствах нас поставили вместе, и игра пошла.
– В те годы Суперлига была сильнейшей лигой в Европе?
– Мне кажется, российская лига всегда входила в топ лиг в Европе. Мне сложно сравнить с чешской или шведской лигой. Кубок европейских чемпионов и определял, чья лига сильнее.
– В нынешнее время остался только один клубный международный турнир для команд КХЛ – Кубок Шпенглера. Не сказать, что клубы КХЛ его воспринимают всерьез. Как тогда относились игроки и клубы к Кубку европейских чемпионов?
– Как молодой игрок, лично я относился положительно. Любой турнир – это шанс заявить о себе. Тем более, что соревнование проходило в России, в Петербурге. Мне кажется, что сравнивать с Кубком Шпенглера не стоит. Хотя он исторически более весомый. В тот год для нас турнир был очень важен. Мы играли за тех ребят, которые добывали золото в чемпионате и затем покинули команду. Нам было важно показать, что «Динамо» Москва – по-прежнему топ-клуб.
– Владимир Крикунов признался, что одной из мотиваций были призовые от организаторов в размере 75 000 швейцарских франков. Так ли это?
– В тот момент могло влиять. Так как были проблемы с финансами. Для меня денежной мотивации точно не было. Я был молод, и мне необходимо было доказывать игрой и строить себе будущее.
* * *
Соперником «Динамо» по финалу стал «Кярпят» из Оулу. Путь до финала у финнов был легче, чем годом раньше. Тогда меньше чем за сутки до решающей игры «Кярпят» провел настоящую битву с немецким «Франкфуртом»: потасовки на льду едва не переросли в побоище в подтрибунном помещении – успокаивал разгоряченных хоккеистов наряд ОМОН. Теперь «Кярпят» прошел свой турнирный путь без нервотрепки, пропустив в двух матчах одну шайбу. Словом, накануне финала шансы команд представлялись равными. Питерская публика, похоже, тоже постепенно вошла во вкус Кубка европейских чемпионов.
– Что вы помните из того финала?
– Помню, что под конец матча мы упустили победу и довели дело до буллитов. Это было напряженно. Честно, не помню, но вроде бы играли с чешской командой.
– С финской!
– Точно! С годами все забывается…
* * *
Начало игры складывалось для москвичей хорошо: чемпионы России быстро повели в счете, забив традиционный для себя на турнире быстрый гол – Харитонов завершил с пятачка стремительную контратаку. Но собственная недисциплинированность подвела бело-голубых. Сначала голом в ворота Звягина обернулось необязательное удаление Канарейкина, а затем два подряд малых штрафа заставили бело-голубых совершать подвиги в обороне – хотя перед этим казалось, что «Динамо» прочно захватило инициативу и гол в ворота «Кярпята» буквально назревает. Москвичи выстояли, имея на двух игроков меньше.
– Владимир Крикунов признался, что считал: с таким составом и при счете 4:2 команда упустит победу. И сам даже расслабился.
– Я помню именно то, как наши соперники сравняли – и дальше уже было волнительно. Такие игры обидно упускать. Никакого преимущества у «Кярпята» не было. Но пара ошибок – и все перевернулось.
* * *
Ведя в две шайбы, бело-голубые упустили преимущество. Показалось, что и этот финал для динамовцев завершится неудачей. Но точные броски Шахрайчука и Мирнова в серии буллитов помогли москвичам взять трофей. Интересно, что по плану Крикунова исполнять последний бросок должен был не Игорь Мирнов…
– Какое самое яркое воспоминание от финала?
– Победный буллит Мирнова. Должен был его исполнять я. Но сам сказал Крикунову, что не пойду бить и пусть кто-то другой идет. Потому что это такой стрессовый момент, который я не смог выдержать. Знаю, что я слаб в таких моментах. Теперь понимаю, что надо было бить – и это бы запомнилось на всю жизнь. Но Игорь на тренировках отлично исполнял буллиты. Хорошо, что он в итоге и забил.
– Вы вернулись в КХЛ в качестве тренера. Нет ли ощущения, что лиге не хватает игр с другими чемпионатами, даже в формате того самого Кубка Европейских чемпионов?
– Мне кажется, что КХЛ – такая лига, которая хочет объединить чемпионаты в одном. Да, не всем странам это интересно. Но даже если взять «Йокерит» – у них другой стиль, на них интересно ходить и смотреть за ними, тем более играть против. Мне бы хотелось, чтобы турниры такие были, но, скорее всего, нельзя, чтобы сезон КХЛ прерывался. Уж лучше на такие турниры молодых ребят отсылать, которые не проходят в состав. Мне б хотелось, чтобы все-таки удалось объединить сильнейшие клубы в один турнир в Европе. Возможно ли это? Может когда-нибудь это будет.
– Какой из европейских чемпионатов вам ближе?
– Шведский. Очень много там сильных ребят. Если раньше все уезжали за океан в АХЛ и юниорские лиги, то теперь там задерживаются и уже уезжают в НХЛ мастерами. По драфту видно, что шведский чемпионат – один из сильнейших.
– С кем из того «Динамо» вы поддерживаете связь?
– Ближе всего сейчас – Владимир Васильевич Крикунов. Со многими хотелось бы пообщаться. С тем же Харитоновым, Звягиным, Сушинским. С Рыловым и Столяровым пересекались уже сейчас, когда играли с их командами.
– Крикунов много дает вам советов в тренерской работе?
– Только через интервью к нему прислушиваюсь! (Смеется). Так хотелось бы побольше пообщаться, и чтобы не было этих дурацких вирусов, которые накладывают такие ограничения.
* * *
На сегодняшний день тема участия клубов в КХЛ в европейских турнирах до сих пор одна из самых обсуждаемых. Что еще более удивительно – то, что в процессе создания интервью и документального фильма мнения спикеров также разошлись.